Posted 2 мая, 19:20

Published 2 мая, 19:20

Modified 3 мая, 16:58

Updated 3 мая, 16:58

Китай готовится потеснить американцев на Луне

2 мая 2024, 19:20
США рискуют пострадать от самозапрета на сотрудничество с Пекином в космосе.

Китай продолжает активно развивать свою космическую программу — вслед за созданием и активной эксплуатацией собственной орбитальной станции, Национальная аэрокосмическая администрация КНР (CNSA) запускает уникальный лунный зонд, а в более отдаленной перспективе планирует миссию к Марсу.

Действующая альтернатива МКС

В минувший вторник на Землю вернулся экипаж пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-17», который полгода работал на орбитальной станции КНР «Тяньгун». Теперь к вахте там приступил экипаж корабля «Шэньчжоу-18», который также проведет в космосе около шести месяцев и вернется на Землю в конце октября.

Базовый модуль «Тяньгун» (в переводе с китайского — «Небесный дворец») был запущен в 2021 году, а модули «Вэньтянь» и «Мэнтянь» в 2022-м, что сделало Китай обладателем третьей в мире пилотируемой многомодульной орбитальной станции (после советского «Мира» и международной МКС).

«Тяньгун» стал символом уверенности Китая в будущих космических успехах, особенно учитывая, что НАСА на протяжении десятилетий не допускает китайцев на Международную космическую станцию. Дело в том, что законодательство США запрещает любое сотрудничество в космосе с КНР, даже косвенное. Так гласит т. н. «поправка Вольфа», принятая Конгрессом в 2011 году.

Главная цель — Луна

На 3 мая запланирован запуск китайского лунного зонда «Чанъэ-6» (названный по имени богини Луны в китайской мифологии). Его должна вывести в космос ракета-носитель «Чанчжэн-5» («Великий поход-5») с космодрома Вэньчан, расположенного на острове Хайнань.

Если все пойдет по плану, зонд сядет вблизи кратера Аполлон в районе южного полюса на обратной стороне Луны. Ему предстоит впервые в истории собрать образцы грунта в этой части спутника Земли и доставить их в Китай. Решать эти задачи «Чанъэ-6» поможет спутник-ретранслятор «Цюэцяо-2» («Сорочий мост-2»), поскольку обратная сторона Луны недоступна для прямой радиосвязи.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на газету China Daily, космический зонд предпримет попытку сбора лунной пыли и камней. Кроме того, «Чанъэ-6» доставит на Луну исследовательскую аппаратуру европейских стран. Речь идет о французском приборе измерения радона, который позволит провести анализ движения лунной пыли и летучих космических веществ, а также о разработанном Шведским институтом космической физики датчике обнаружения отрицательных ионов, теоретически создаваемых в результате взаимодействия поверхности земного спутника с солнечным ветром.

«Чанъэ-6» является частью уже четвертой фазы китайской программы, в рамках которой в ближайшие 15 лет будут выполняться новые миссии по исследованию планет.

Reuters подчеркивает, что со времени миссии «Чанъэ-1», осуществленной в 2007 году, «Китай сделал большой шаг вперед в освоении Луны, сократив технологический разрыв с Соединенными Штатами и Россией». Как заявил агентству автор книги «Лунная лихорадка: новая космическая гонка» Леонард Дэвид, «в случае успеха китайская миссия „Чанъэ-6“ станет знаковым событием». По его словам, «роботизированное исследование обратной стороны Луны и доставка образцов грунта поможет заполнить пробелы в до сих пор неполной теории происхождения спутника нашей Земли».

В дальнейших планах CNSA обозначено, что пилотируемый полет и высадка тайконавта на поверхность Луны состоится до 2030 года.

Соперничество с США

Соединенные Штаты в настоящий момент также активно готовятся к возвращению на Луну, где последний американский астронавт побывал более полувека назад — в 1972 году. Это предполагается осуществить в рамках миссии «Артемида», причем высадка человека на лунную поверхность стоит в планах на сентябрь 2026 года.

В США чувствуют, что китайцы буквально наступают на пятки. Решение CNSA отправить зонд в приполярную область, потенциально богатую водяным льдом, обеспокоили НАСА, администратор которого Билл Нельсон неоднократно предупреждал, что Пекин будет претендовать на любые лунные ресурсы «как на свои».

После того как миссия «Чанъэ-5» в 2020 году доставила на Землю 1731 грамм лунного грунта, американцы отчаянно пытались заполучить к ним доступ, несмотря на собственные санкционные запреты. В обход «поправки Вольфа» НАСА впервые разрешило исследователям, финансируемым космическим агентством, подать заявку на участие в исследованиях китайской лунной добычи, чтобы получить информацию для будущих планов НАСА по исследованию Луны.

В середине апреля этого года Билл Нельсон заявил, что НАСА обязано отправить человека на Луну раньше Китая «из опасений милитаризации космического пространства». При этом он подчеркнул, что «Китай добился выдающихся успехов, особенно в последние 10 лет», но о них «крайне мало известно».

«Мы считаем, что во многом их так называемая мирная космическая программа носит военный характер. И я считаю, что мы соревнуемся», — заявил Нельсон, добавив, что на США возложена задача оказаться на Луне прежде Китая, не дав ему заявить там права на какую-либо территорию.

В Пекине при этом подчеркивают, что китайский проект исследования Луны придерживается принципов «равенства, мирного использования и взаимовыгодного сотрудничества» и открыт для международного сообщества. CNSA официально пригласила как государства, так и международные организации к участию в лунной программе, чтобы вместе можно было «достигать значительных новых научных открытий и вносить вклад в строительство общего будущего для человечества».

Сотрудничество с Россией

В марте 2021 года РФ и КНР подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции (МНЛС). По словам главы Роскосмоса Юрия Борисова, обе страны рассматривают возможность в 2033–2035 годах доставить на Луну и установить на ее поверхности ядерную энергоустановку.

МНЛС должна стать обитаемой (постоянно или с перерывами) станцией на поверхности Луны, или, как первый этап, на ее орбите. Строительство станции намечено на 2031–2035 годы, при этом проект открыт для участия других стран, готовых к равноправному сотрудничеству. В конце апреля этого года в CNSA сообщили о том, что к программе присоединятся Никарагуа, Азиатско-Тихоокеанская организация космического сотрудничества и Арабский союз астрономии и космических наук. Всего Китай рассчитывает, что в создании МНЛС примут участие 50 стран и 500 международных исследовательских институтов.

Далее — на Марс

Как пишет китайское официальное англоязычное издание Global Times (GT), у КНР уже есть новые амбициозные планы, которые касаются исследования Марса. Напомним, что в 2020 году к этой планете отправилась китайская автоматическая межпланетная станция «Тяньвэнь-1», состоящая из орбитального модуля и спускаемого аппарата с марсоходом «Чжужун». Посадка на Марс произошла 14 мая 2021 года, при этом марсоход проработал на поверхности планеты до мая 2022 года.

На следующем этапе CNSA планирует в 2025 году запустить миссию «Тяньвэнь-2» для проведения облетных исследований и возврата образцов с небольшого астероида, находящегося примерно в 40 млн км от Земли. Примерно в 2030 году планируется запустить миссию «Тяньвэнь-3» для отбора проб с Марса, при этом Китай готовится стать первой страной, вернувшей образцы грунта с четвертой планеты от Солнца.

Михаил Макаров