Posted 18 марта 2011,, 12:00

Published 18 марта 2011,, 12:00

Modified 1 апреля, 09:10

Updated 1 апреля, 09:10

Почему Каддафи проиграл

18 марта 2011, 12:00
Совбез ООН договорился избавиться от ливийского лидера. Измученные собственными демонстрациями, лидеры арабского мира испугались защищать Каддафи и сами попросили Запад вмешаться. Теперь судьба Каддафи предрешена и печальна.

Что бы там ни говорили скептики и маловеры, «Арабская весна», как когда-то распад соцлагеря, несомненно, изменит мир к лучшему. По сути, она уже это сделала, избавив человечество от такого страшного позорища, как полковник Каддафи. Ранним утром 17 марта Совет безопасности ООН взвесил ливийского лидера, нашел его слишком легким и принял новую резолюцию по Ливии десятью голосами «за» при пяти воздержавшихся. Безумный дед оказался никому не нужен.

Теперь судьба Каддафи предрешена и печальна. Новая резолюция обещает ему полный запрет на импорт в Ливию оружия и наемников и окончательную заморозку тех заграничных активов режима, что еще не заморожены. Но главное – это требование немедленно прекратить боевые действия против повстанцев под угрозой вооруженного иностранного вмешательства. Чтобы снять все «озабоченности» вечно озабоченных Китая и России, в резолюции отдельно указано, что ни о какой наземной операции речи не идет, только бомбежки издалека. Ждать, что Каддафи вдруг сложит оружие, не приходится, поэтому бомбометание, скорее всего, произойдет уже сегодня, 18 марта. Бомбить будут Великобритания и Франция при логистической поддержке арабских соседей Ливии. Позднее, если потребуется, к ним присоединятся Соединенные Штаты.

Наземную часть операции по свержению режима Каддафи должны будут выполнить повстанцы, у которых это почти получилось три недели назад. Во второй раз, при поддержке западной авиации у них вряд ли возникнут большие трудности. У Каддафи и так был целый месяц на то, чтобы с помощью регулярной и технически оснащенной армии разбить неопытных повстанцев, которые к тому же не прятались по горам и пустыням, а засели в нескольких крупных городах.

Будь Каддафи немного порасторопнее, легко мог бы проскочить. Желание Запада защищать идеалы демократии и права человека последнее время весьма ограниченно. Когда на руках Афганистан и Ирак, им совершенно не до Ливии. А тут еще Китай и Россия со своими всегдашними «озабоченностями». Пускай кровавое, но, главное, быстрое подавление восстания полковнику бы запросто простили.

Наверное, папе Каддафи пришлось бы отойти чуть в тень, пореже появляться перед камерами и сократить количество шумных поездок за рубеж. Общение с внешним миром взял бы на себя молодой и прогрессивный сын Саиф, что в общем-то и так уже произошло. Он объявил бы о начале реформ и даровал амнистию восставшим, возможно, даже взял бы пару выживших лидеров мятежников в какое-нибудь, ничего не решающее правительство национального единства.

И все бы потекло по-старому. Вон, CEO итальянской Eni прямо накануне новой резолюции ООН успел призвать Евросоюз снять с Ливии санкции и возобновить энергетическое сотрудничество с Каддафи. В конце концов, Европа простила полковнику теракт над Локерби, когда погибло 270 человек, причем своих, белых. А тут речь всего лишь о неустановленном количестве арабов, которых европейцам и так девать некуда.

Но за долгие годы правления полковник стал старым и нерасторопным. Он не успел подавить восстание в разумные сроки. После месяца боев правительственным войскам так и не удалось захватить крупный город Мисурата на лояльном Западе Ливии. Всю последнюю неделю солдаты Каддафи бьются за небольшой городок Аждабию, которым, вроде бы, так до сих пор и не овладели. Все это на фоне ежедневных сообщений о десятках погибших. А ведь впереди еще столица мятежников, второй город Ливии Бенгази. Там бы могла начаться такая резня, что никакое японское землетрясение не спасло бы западных лидеров от жесткой критики за бездействие.

К тому же в последнее время Каддафи потерял последние остатки адекватности и последовательности. В среду 16 марта он торжественно заявил, что штурма Бенгази не будет, и буквально тут же, на следующий день разразился пламенной речью о том, что уже к утру 18 марта столица мятежников будет у его ног. При этом вечером 17 марта верные полковнику части находились, как минимум, в 150 километрах от Бенгази. К утру они бы туда даже доехать не успели. С таким лидером при всем желании не получится договориться.

Для мирового сообщества в Ливии вырисовывалась безрадостная картина. Каддафи, скорее всего, победил бы мятежников, но так медленно и кроваво, что стал бы совершенно нерукопожатным даже для не очень разборчивых лидеров. А это значит, что все многолетние усилия по открытию Ливии пошли бы насмарку. Ливийская нефть лежала бы нетронутой под санкциями, а мир опять получил бы злобного и неадекватного изгоя, который организует теракты и втихаря собирает атомную бомбу. Такого, конечно, никому не надо, даже Китаю, поэтому мировое сообщество согласилось чуть-чуть помочь повстанцам избавиться от Каддафи.

Благодаря «арабской весне», принять новую резолюцию удалось на удивление легко. Измученные собственными демонстрациями, лидеры арабского мира испугались защищать кровожадного Каддафи и сами попросили Запад вмешаться. Еще в прошлом году трудно было представить, что участники Лиги арабских государств сами сдадут Западу одного из своих. А тут они чуть ли не единогласно (против были только Сирия и Алжир) призвали международное сообщество установить над Ливией зону свободную от полетов авиации, что, по сути, означает бомбежки. Такого арабского единодушия не было даже в случае Саддама Хусейна.

Новую резолюцию по Ливии в ООН выдвинули не только Великобритания и Франция, но и Ливан, который сейчас представляет в Совбезе арабский мир. А еще пять арабских государств обещали помочь в проведении военной операции против Каддафи.

Получилось, что весь мир с радостью и облегчением готов избавиться от ливийского полковника. И даже у Фиделя Кастро есть чем утешиться после потери товарища по социалистическому движению. Каддафи был единственным реальным конкурентом Фиделя в борьбе за мировой рекорд по длительности правления среди лидеров-не монархов. В начале 2008 г. Фидель ушел на покой, отруководив страной 49 лет. Каддафи приближается к 42 годам, но теперь уже вряд ли дотянет.


Прочитать оригинал поста Максима Саморукова с комментариями читателей его блога можно здесь.