Posted 9 июня 2011,, 20:12

Published 9 июня 2011,, 20:12

Modified 1 апреля, 07:23

Updated 1 апреля, 07:23

Цивилизация iPhone

9 июня 2011, 20:12
iPhone победил космос. Цивилизация выбрала свой путь, мы хотим потреблять, а не мечтать. Мы легко расстаемся со своими деньгами, скупая электронное барахло, которое устаревает через год после выхода на рынок. Но ничего не хотим тратить на то, чтобы стать ближе к звездам.

Никто не представлял той цивилизации, в которой мы сегодня живем. Ее ключевые технологические измерения - это гаджеты и интернет. Гаджеты, подключенные к интернету. Люди, подключенные к гаджетам и читающие интернет. Аналитики не видели этого сценария в первую очередь потому, что никто не мог представить себе такого количества персональных компьютеров. Компьютеры в первые тридцать лет с момента своего создания создавались за очень большие деньги для правительственных организаций, военных и ученых. Никому не приходило в голову, что человеку может потребоваться компьютер в личное пользование. Зачем, в самом деле? Считать домашний бюджет на коробке размером с небольшую квартиру (это еще в лучшем случае)? Персональный компьютер - абсурдная идея.

Потом появились видеоигры, и первые массовые компьютеры с графическим пользовательским интерфейсом (Apple Macintosh). Еще десять лет спустя компьютеры, купленные в основном для развлечения подросткам, смогли подключаться к сети. Сейчас мы живем в эпоху, когда интернет-революция состоялась. Интернет - великая вещь, одна из важнейших в истории человечества. Что-то вроде изобретения колеса и письменности.

Сегодня в обычном доме хранятся вычислительные мощности, в десятки раз превышающие мощности компьютеров NASA, которые использовались для пилотируемого полета человека на Луну. Подозреваю, что даже в моем кармане сейчас лежит компьютер, сопоставимый по своим техническим характеристикам с американскими мейнфреймами 60-ых годов. Выложите все ваши гаджеты на стол, и вы получите огромный парк вычислительной техники. Как используются все эти процессорные мощности? По большей части, никак. Наши компьютеры большую часть времени простаивают. Большая часть центральных процессоров наших компьютеров находится в режиме экономии энергии. Энтузиасты пытались создавать какие-то проекты распределенных вычислений, вроде анализа космических радиоволн для поиска следов внеземных цивилизаций (SETI), но массового движения, захватывающего сколько-нибудь значительную часть людей в развитых странах, из этого не получалось.

Товарный капитализм создал наши компьютеры, объединил их в сеть, но не сумел дать им никакой работы. То же самое касается и нас самих. Я буду работать, говорим мы себе, и после iPhone 4 куплю iPhone 5, а потом возьму ипотеку и у меня будет дом. Никаких следов моей деятельности, впрочем, на земле не останется. На земле сегодня каждый работает вхолостую, и каждый за себя - каждому нужен свой одинаковый iPhone, но у нас, однако, нет ничего, что нас объединяло бы.

Наверное, все могло бы быть иначе. В 60-ых годах прошлого века, на гребне Холодной войны, люди по обе стороны железного зановеса могли мечтать о сотрудничестве, которое объединило бы всю землю, о колонизации космоса. Подростки всего мира видели себя отважными первопроходцами, перед которыми был открыт фронтир размерами со всю Вселенную. Это не было фантастикой. В 1969 году люди шагнули на поверхность Луны. Многим тогда казалось, что еще через двадцать лет под напором космических приматов падет Марс, а дальше - кто его знает, что будет дальше. В космосе предполагалось размещать энергетические блоки солнечных батарей и высокоточное роботизированное производство.

Принстонский физик Джеральд О'Нилл в своей книге "Высокий рубеж: колонии человека в космосе" предложил проект орбитального города, известного как Island III. Он представлял собой два огромных многокилометровых цилиндра, вращающихся в противоположные стороны относительно друг друга, и создающих центробежную силу, аналогичную земной гравитации. О'Нилл считал, что таким образом на орбите сможет жить несколько тысяч людей одновременно. И Island III станет первой площадкой для старта человечества к дальним рубежам космоса.

Но еще в 70-ых годах прошлого века, задолго до падения СССР, американская программа "Аполлон" была свернута. Планеты остались без людей. Главная проблема была не в том, что дальнейшая космическая экспансия технически невозможна или же чрезмерно опасна. Просто космос оказался дорогой игрушкой, у которой не было хороших коммерческих применений, за исключением гражданских орбитальных спутников. США и другие страны, вставшие на путь колонизации космоса, должны были отдавать на этот проект не менее 1% своего ВВП ежегодно. Американцы оказались не готовы отдавать каждый доллар на сто заработанных ради каких-то отдаленных перспектив развития человечества. Русским очень скоро вообще стало не до того. Других претендентов на звание космических первопроходцев так и не появилось, несмотря на то, что товарищи из Китайской коммунистической партии время от времени с вызовом посматривают в последние десять лет на Луну.

iPhone победил космос. Цивилизация выбрала свой путь, мы хотим потреблять, а не мечтать. Мы легко расстаемся со своими деньгами, скупая электронное барахло, которое устаревает через год после выхода на рынок. Но ничего не хотим тратить на то, чтобы стать ближе к звездам. Маркетологи предлагают нам фантастические возможности для творчества с нашим зеркальным фотоаппаратом, с нашей цифровой видеокамерой и с нашим четырехядерным процессором для ПК. Но маркетологи молчат о том, кому и зачем нужно это творчество на скучной планете стандартизированных "творцов".

Все, наверное, могло бы быть иначе.


Прочитать оригинал поста Кирилла Мартынова с комментариями читателей его блога можно здесь.