Posted 24 июня 2011,, 04:24

Published 24 июня 2011,, 04:24

Modified 1 апреля, 07:03

Updated 1 апреля, 07:03

Запретить «свисток»

24 июня 2011, 04:24
После катастрофы под Петрозаводском Дмитрий Медведев решил запретить эксплуатацию самолета Ту-134, именуемого в народе «свисток». Больше 40 лет служил верой и правдой нам этот лайнер. И под конец своего трудового пути получил такой вот удар в спину от своих.

Пришла новость. После катастрофы под Петрозаводском Дмитрий Медведев решил запретить эксплуатацию самолета Ту-134, именуемого в народе «свисток». Больше 40 лет служил верой и правдой нам этот лайнер. И под конец своего трудового пути получил вот такой вот удар в спину от своих.

Уже не первый год в нашем обществе ходят довольно странные разговоры о том, что тушки — «летающие гробы», «ведра с гайками» и вообще, "Боинг" заведомо лучше. Такая проигрышная позиция понятна, в нашей стране одновременно с раздутой гордостью за Родину присутствует культ заграничных товаров и продуктов. Машины, техника, одежда, еда, музыка, все — заграничное. Оно и правда, за границей действительно выбора больше и зачастую качество лучше. Только не всегда. Военная промышленность Советского Союза, втянутая в гонку вооружений, была вынуждена конкурировать с мировыми производителями. Изучив историю лайнера Ту-134, вполне можно узнать, что его предок, Ту-104, вообще был сделан на базе дальнего бомбардировщика Ту-16. Так что в качестве «свистка» сомневаться не приходится.

Наш Ту-134 - отличный самолет. Много лет подряд добивавшийся отличных результатов в гражданской авиации. Конечно, морально устаревший, конечно, поистрепавшийся, конечно, не такой современный, как "Боинги" и "Эйрбасы". Но он надежный. И многолетняя эксплуатация - лучшее тому подтверждение. Самолет уже изучен, все его проблемные места давно известны, изучены и проверены временем. Есть только одно условие его надежности — исполнение всех правил его эксплуатации и обслуживания. Одновременно именно это же условие является необходимым для надежности "Боингов" и "Эйрбасов". Грубо говоря, все надо делать по правилам, нигде ничего не нарушать, а с этим в нашей стране, как известно, трудности. И если А320, просто по причине того, что в нем некоторые решения принимает, а критические параметры не позволяет задать именно компьютер, не допустит роковой ошибки, то на "Тушке" эту ошибку совершить можно, потому что решение о превышении, например, максимально допустимого крена, или угла атаки, принимает пилот.

Можно сколько угодно рассуждать о том, что старые самолеты более опасны, чем новые. Это не так, все современные самолеты одинаково надежны, просто управление одними более сложный процесс, чем управление другими. Но президенту этого не понять, он рубит с плеча. Запретить все Ту-134, и все тут.

И не важно, что в стране большие проблемы с обучением пилотов, обслуживанием авиационной техники, авиационной безопасностью, да и вообще со всей системой в целом. Надо найти виновных и наказать, а система пускай останется прежней. Эта ситуация очень напоминает мне фанатичную идею некоторых персонажей отделить от России Кавказ, и полное нежелание навести там, да и во всей стране порядок. Когда у тебя болен весь организм, отрубать палец уже бесполезно.

Вы скажете, что во всем мире летают только современные самолеты? И это будет неправдой. В США, стране с самым безопасным в мире воздушным сообщением, до сих пор вполне успешно летают 40-летние DC-9. Есть даже такой авиационный анекдот: «Когда экипаж последнего А320 перегонит его на вечную стоянку, обратно на базу он полетит на DC-9». И ведь не кричит никто, что надо выводить их из эксплуатации. Спокойно работают до конца ресурса, приносят деньги своим хозяевам и уходят на покой. А ведь есть еще Boeing 737-200 и даже 727, которые тоже уже давно не молодые, но которые вполне безопасно эксплуатируют разные авиакомпании по всему миру.

И сколько раз уже твердили миру, что безопасность не имеет отношения к возрасту, а имеет отношение только к состоянию, ресурсу и обслуживанию. Подумайте сами, на какой самолет больше шансов, в наших реалиях, установить «китайскую» запчасть, на 20-летний "Боинг" или на 20-летний "Туполев"? А есть ли вообще «китайские» запчасти на Ту-134? Какой самолет знают как чинить лучше, родной или чужой? Какой самолет эксплуатируют тут дольше?

Ну и немного статистики, для самых упертых. Всего по причине технических неисправностей было потеряно 11 самолетов Ту-134. Из 11 случаев, в 8 не было ни одной жертвы. Чаще всего причиной были проблемы с шасси, взрывом покрышек. Три «Тушки» были уничтожены во время войны в Сухуми, 6 в Грозном. 1 взорван смертником в 2004 году. 6 «свистков» были списаны в результате выката с ВПП во время взлета. Чаще всего причиной становились птицы и лед, попавшие в турбины. Один раз пришлось затормозить из-за инфаркта у пассажира. Остальные случаи — человеческий фактор. Неужели это и есть та «страшная статистика» за сорокалетнюю историю эксплуатации? Думаю, что поскользнувшись на банановой кожуре, за эти сорок лет погибло больше народу. А сколько погибло в ВАЗах, ГАЗах, УАЗах и прочих отечественных гробах на колесах?

Президенту легко, сам он пересел на Фалькон . Но незаслуженно обвинять в опасности полетов гордость отечественного авиастроения, самолет-легенду, это подло и необдуманно. Дайте честно доработать свой срок и летайте на чем хотите.


Прочитать оригинал поста Мити Алешковского с комментариями читателей его блога можно здесь.