Posted 23 сентября 2011,, 04:54

Published 23 сентября 2011,, 04:54

Modified 1 апреля, 05:04

Updated 1 апреля, 05:04

Красота убьет капитализм

23 сентября 2011, 04:54
И наша власть, и наша оппозиция – это, по большому счету, одна и та же засаленная колода карт. Поэтому на душе легчает, когда видишь, как хотя бы в других странах появляются новые лица, свежая кровь. Раз у других возможно – настанут лучшие времена и в России.

И наша власть, и наша оппозиция – это, по большому счету, одна и та же засаленная колода карт. Поэтому на душе легчает, когда видишь, как хотя бы в других странах появляются новые лица, свежая кровь, которая не дает гнить общественному организму.

Раз у других возможно – настанут лучшие времена и в России.

В Чили все говорят о 23-летней спортсменке, комсомолке, да и просто красавице Камилле Вальехо. Нет, она не продает свои прелести на подиуме или еще где, не ищет мужа с «Ягуаром», не спит с телевизионным начальством, чтобы получить место на канале. Вместо всего этого девушка возглавила студенческое движение протеста и за последние три месяца практически поставила на колени правительство миллиардера Себастьяна Пиньеры. Кстати, она действительно комсомолка – член молодежной организации компартии.

В прошлом году Пиньера стал осуществлять политику жесткой экономии. Разумеется, не осмеливаясь трогать супербогатых: общепринятая во всем мире мудрость гласит, что для того, чтобы экономика расцвела, богатые должны стать еще богаче, а бедные – еще беднее. Налоговый пресс на олигархов так велик, что они порой сами вынуждены становиться за штурвал своих яхт, поэтому выходом из всех неурядиц видится повышение пенсионного возраста, сокращение общественного сектора и перевод образования на платную основу.

Но в Чили нашелся кто-то, кто сказал такой политике «довольно». Протесты начались после того, как министр образования Хоакин Лавин предложил увеличить госфинансирование для частных университетов, в некоторых из которых, как сообщалось, он имел свой интерес. Для студентов это оказалось последней каплей. Возглавив студенческую федерацию главного университета страны, Камилла Вальехо вывела на улицы для начала сто тысяч студентов. Началась оккупация школ и вузов, флэшмобы, «кисс-ины» (протесты, выражаемые поцелуями). Вскоре к демонстрациям, на которых в последние дни августа вышли около 600 тысяч человек, присоединились госслужащие, профсоюзы и левые политические партии.

Вначале протестующие требовали немногого: замену муниципального финансирования школ, которое ведет к неравенству, федеральным, роста госрасходов на образование, увеличение зарплат учителям, и льготных проездных для студентов на круглый год. Президент страны Пиньера ответил на это новыми «рыночными» реформами, в частности, предложил легализовать коммерческую деятельность образовательных учреждений.

Тогда студенты во главе с Камиллой Вальехо вышли на демонстрацию, к которой присоединились бастующие шахтеры. Протестующие стали требовать не только равного права граждан на бесплатное качественное образование, но и пенсионной реформы, нового трудового законодательства, а также изменения конституции страны и введения права народа на референдум.

Власти ответили осадой столицы и слезоточивым газом, но протест поддержали профсоюзы. Опросы общественного мнения показали резкое падение, до 26%, рейтинга президента страны. Рейтинг чилийской версии «Единой России» упал до 16%, в то время как Камиллу Вальехо и ее идеи поддерживают сейчас около 80% чилийцев. Вальехо стала получать угрозы от чиновников, но тут вмешался Верховный Суд Чили, который распорядился выделить студенческому лидеру персональную охрану.

Камилла стала культовой фигурой не только у себя на родине, но и на всем континенте. «Мы все влюблены в нее», - сказал недавно вице-президент Боливии Алваро Гарсия.



Сама Камилла признает, что кто-то приходит ее послушать «из-за внешности», но говорит, что все-таки главное – это идеи.


«Мы не хотим улучшать существующую систему, - говорит Камилла Вальехо. – Мы хотим радикальных изменений. Нужно прекратить видеть в образовании потребительский товар, нужно видеть в нем право, которое государство должно гарантировать. Зачем нам нужно образование? Для прибыли? Чтобы делать на нем бизнес? Или для развития страны, для социальной интеграции? Вот о чем идет спор».


Как хотелось бы, чтобы и в России нашлась своя Камилла Вальехо, и начала задавать свои неудобные вопросы.

Прочитать оригинал поста Игоря Шнуренко с комментариями читателей его блога можно здесь.