Posted 5 октября 2011,, 19:54

Published 5 октября 2011,, 19:54

Modified 1 апреля, 04:49

Updated 1 апреля, 04:49

Что происходит с российским образованием

5 октября 2011, 19:54
Реформа образования – одна из самых сложных и многострадальных в нашей стране. Вместе с тем нельзя не признать, что в отличие от многих других реформ именно образовательная проводится при непосредственном участии общества.

Во Всемирный день учителя задумался о том, к чему мы пришли в системе российского образования за последние десять лет. Объективно российская школа сильно сдала и требует серьезных преобразований. С одной стороны мы имеем устаревшие образовательные программы, которые мало отвечают современным реалиям, с другой – уставших педагогов, чей средний возраст достиг 50 лет, с третьей – непонятную ситуацию с образовательными стандартами и ЕГЭ, когда неясно, то ли он слишком примитивен, то ли наоборот слишком сложен для наших школьников. То есть эксперты утверждают, что он отупляет, но при этом только 1,4% учеников элитных школ способны выполнить его на пятерки.

Отдельная проблема образования – это вопрос финансирования. В 90-е годы, как все мы помним, зарплата педагогов не превышала прожиточного минимума. Но и ее не выплачивали. В 1999 году учителя объявили трёхдневную общенациональную забастовку в связи с тем, что заработная плата была задержана в среднем на четыре месяца. Они блокировали основные автомобильные трассы и железнодорожные пути, парализовав тем самым экономическую деятельности нескольких регионов .

Начиная с 2000 года, размеры консолидированного бюджета на образование в России начали расти и увеличились в 10 раз – с 214, 8 млрд до 2,1 трлн рублей. В процентном соотношении эти расходы составляют сегодня целых 11% бюджета страны. На эти деньги была проведена полная интернетизация и компьютеризация всех российских школ, обновлена техническая база, повышены зарплаты педагогам.

Однако в целом положение учителей остается незавидным. Средний заработок учителя по стране составляет лишь 17 400 рублей. Это значит, что где-то, как в Москве, они зарабатывают больше, а где-то, как в Кемерово, меньше. Попытки государства исправить ситуацию видны. В последние годы было запущено несколько программ поддержки педагогов. С прошлого года 1000 лучших российских учителей ежегодно получают премию в 200 тысяч рублей. Для привлечения молодых преподавателей в школы на федеральном уровне были отобраны более 700 выпускников педагогических вузов, которым предоставили жилье и подъемные 500 тысяч рублей. Решаются проблемы с квартирами для учителей. Кроме того, Путин обещал довести зарплату педагогов в ближайшее время до средней по экономике. Но очевидно, что только этих мер недостаточно.

Не поленился изучить статистику середины 80-х годов, когда разрушительные процессы еще не были запущены. Тогда на одного учителя приходилось 17,7 учеников, средний возраст педагога составлял 37 лет. Сегодня на одного учителя приходится порядка 10 человек, средний возраст – 52 года. Что это значит? Количество педагогов по отношению к ученикам стало большим, чем раньше. Рынок перенасыщен. Конечно, можно уволить часть педагогов, вернуть эту пропорцию к ситуации 25-летней давности, и тогда зарплаты учителей вырастут еще более, чем в полтора раза, но кто будет принимать такое жесткое решение?

Конечно, говорить, что все совсем плохо, нельзя. Есть и позитивные тенденции. Взять хотя бы идею с возвратом мозгов в Россию. В рамках развития исследований в российских вузах государство выделило 12 млрд рублей на гранты российским и зарубежным ученым. Главное условие – исследования и открытие новых кафедр должно происходить на базе российских вузов.

В итоге помимо российских ученых, которые когда-то покинули страну, организовывать 39 перспективных научных проектов к нам приедут специалисты из США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Италии, Испании, Греции, Австрии и Швеции. Среди них – медик из Италии Паоло Маккиарини, знаменитый тем, что произвел первую в мире пересадку трахеи, выращенной из стволовых клеток. Получается, что мы получим не только созданную «под ключ» инфраструктуру для перспективных исследований, но и стимулируем развитие национальной научной школы.

Вообще, реформа образования – одна из самых сложных и многострадальных в нашей стране. Изначально она задумывалась как антикоррупционный механизм, чтобы дети из регионов смогли поступать в столичные вузы. Ведь если в 1985 году московские вузы имели 75% иногородних студентов, то в конце 90-х они имели 25% иногородних студентов. В 2009 году эта пропорция изменилась: количество иногородних впервые за долгие годы превысило 50%. Да, кроме этого мы получили ответы на билеты, выкладываемые «Вконтакте», и студентов, которые проходят испытания вместо самих школьников.

Вместе с тем нельзя не признать, что в отличие от многих других реформ именно образовательная проводится при непосредственном участии общества. Все самые острые моменты, будь то принятие ФГОС или введение уроков православной культуры, выносятся на широкое и открытое обсуждение. И хотя негатива по поводу предлагаемых инициатив слышно больше, нельзя не констатировать: еще пятнадцать лет назад нас бы вообще никто ни о чем не спрашивал.


Прочитать оригинал поста блогера gleboshka с комментариями читателей его блога можно здесь.