Posted 7 декабря 2011,, 14:04

Published 7 декабря 2011,, 14:04

Modified 1 апреля, 03:40

Updated 1 апреля, 03:40

Эффект массовых задержаний

7 декабря 2011, 14:04
О том, как проходили массовые задержания 5 декабря на площади перед Гостиным двором в центре Петербурга, рассказала блогер Ярослава Степнова. Как и многих других, ее задержали просто за то, что она оказалась рядом с местом митинга.

5 декабря в 18.15 мы с Женей договорились встретиться с друзьями у станции метро Гостиный двор - с Олей kooshnir Кириллом still_hopper и Мишей rudine.

В это время на площади перед Гостиным двором проходил митинг против Единой России, против результатов выборов. Но когда мы пришли, все что лично я видела - люди стояли и оглядывались по сторонам с вопросом в глазах "Что происходит? Где в частности сам митинг?" Было много тех, кто пришел просто посмотреть со стороны.

Но уже через 5 минут ситуация для нас в корне изменилась. Сначала мы просто стояли, в метре от своих друзей, переговариваясь меж собой, как вдруг я поняла, что мы попали в кольцо ОМОНа. Все произошло необычайно стремительно. Буквально за секунду до этого я ни о чем не подозревала, улыбалась и смеялась вместе с мужем, а тут его вырывают из толпы омоновцы, и тащат в автобус. Просто за то, что он ТАМ БЫЛ. Я вцепилась в Женю как только могла, пыталась объяснить сотрудникам, что мы ничего не сделали, мы просто стояли на площади, но все было бесполезно. Доля секунды - и нас уже заталкивают в автобус.





Внутри автобуса, таких же как мы, проходивших мимо случайно, была примерно половина. Кто-то только вышел из метро, кто-то шел к подземному переходу. И вот нас всех везут по Садовой в пока непонятном направлении.


Приехали мы к 2-му отделению Адмиралтейского района. И начался час ожидания. Люди звонили знакомым, правозащитникам, передавали друг другу номера адвокатов, кто-то звонил журналистам, а между прочим, один журналист был и сам среди нас. Из автобуса же никого не выпускали ни в туалет, ни покурить. Лишь через полчаса уговоров, парням разрешили по одному курить, стоя на нижней ступеньке. А сотрудники ОМОНа, тем временем объявили нам, что, оказывается, нам всем за участие в митинге неизвестные заплатили по 2(!) тысячи рублей. Все присутствовавшие сразу воодушевились, пытались узнать, где и у кого можно получить эти "обещанные нам" деньги.


Потом нас партиями стали запускать внутрь отделения. Собрали паспорта под предлогом "Мы так быстрее оформим протоколы, и пойдете домой". Сколько все это длилось по времени я сейчас уже точно не скажу. Затем из вестибюля нас провели дальше, усадили на скамейки и по очереди вызывали для разговоров и показаний. Женя в это время был еще в автобусе, а потом в вестибюле и с ним разговаривали гораздо жестче.


Через какое-то время меня позвали двое сотрудников в штатском. Думаю, это были работники Центра "Э". Вели себя крайне грубо. Требовали снять шапку и сфотографироваться. Заранее проконсультировавшись с Сережей
и Соней
в твиттере (им отдельно ОГРОМНОЕ спасибо за помощь и поддержку на протяжении тех ужасных суток), я спокойно, но жестко отказывалась, заявляя, что имею полное право на это. Один из сотрудников почти кричал: "Малолетка! Это я имею право тебя заставить! У меня тут таких как ты - десяток! Ты должна подчиниться! В законе прописано!" Я попросила его показать такой закон. Он удалился, принес какую-то брошюру (видимо со сводом "его" законов), и стал спешно ее перелистывать, комментируя, что сейчас мне все докажет. Потратив минут 5 на поиски законного основания для своих требований, он в итоге сказал своему напарнику: "Может ударить просто? Согласится сразу". Второй ухмыльнулся, но в моему удивлению сказал, что девушку бить не будет. После этого, они оставили меня в покое. К слову, когда они через пару часов покидали отделение, тот наглый и хамоватый сотрудник подошел ко мне и сказал, что с моей вежливостью, но строгостью, мне бы идти к ним работать. Ха-ха.


Далее нас по одному стали вызывать для дачи показаний. Пока у меня работал телефон, я все описывала в
, там же мне подсказали, что я могу отказаться от дачи показаний согласно 51 ст. конституции. Но мне было что сказать в свое оправдание. И на удивление, сотрудник, допрашивавший меня, записал все подробно и точно. Оставшиеся пустыми строчки, я собственноручно зачеркнула, не оставляя им возможности записать "свои мысли" по данному поводу.


Три часа возможного задержания близились к концу, а вот конца данного беспредела видно не было. Г-да полицейские шутили меж собой, обменивались гадкими фразочками, прикалывались над задержанными и угрожали, что в случае чего, оставят нас в отделении на 48 часов. Так сказать, на свое усмотрение.


В час ночи у меня сел телефон. Тогда же меня позвали сдавать вещи. От страха и ужаса я разрыдалась. Мне совсем не хотелось отдавать свою сумку незнакомым мне людям. Мне не позволили даже оставить при себе лекарства от боли в горле. Телефон, хоть и севший, приказали также оставить в сумке. Задержанные ребята, находившиеся поблизости, ринулись мне на помощь, услышав как я плачу, со словами "Мы щас разберемся, кто там девушку обижает!"


И так в час ночи меня сквозь слезы посадили в камеру. Меня и еще двух девушек, взятых на гостинке - одна просто гуляла по Невскому и решила посмотреть, что там происходит. Другая была на акции 4-го декабря, но в самом конце и не поняла, что это было, поэтому пришла 5-го. И так же как мы, через пару минут оказалась в автобусе.


В камере с нами сидели еще две женщины - одна бабушка лет 70 (за что, мы так и не узнали), вторая - изрядно выпившая женщина, по словам сотрудников отделения, укравшая у своей матери телефон. Стены камеры исписаны датами суда, названиями городов (Душанбе, Элиста и много других), именами задержанных. Прикасаться с ним противно - где-то застывшая кровь, где-то просто грязь, где-то сыплется штукатурка. Две узкие лавочки буквой Г, сидеть и тем более спать - почти невозможно. В соседних камерах дела обстоят хуже. Половину
"политических"
, как нас называли полицейские, посадили к обычным задержанным - бездомные, люди без регистрации, граждане других республик. В камере 8 кв.метров сидел и мой муж. Вместе с ним еще 9 человек. Ровно стольким же людям одновременно можно было сидеть, десятому места просто не хватало. Стояли по очереди. Дышать так же нечем - вентиляция не работает, жарко, все потеют, затхлый вонючий воздух. В туалет им приходилось проситься по нескольку раз, слыша в ответ только стеб и грубости, типа "Ссысь в штаны, тогда 3ю статью впаяем".


Так прошла ночь. Примерно в 6 утра меня снова вызвали составлять протокол (наконец-таки!). У меня снова брызнули слезы и только тогда, когда начальство ушло(!) и полицейских осталось 3 человека (из которых один спал), Жене тоже разрешили выйти из камеры, сходить нормально в туалет, покурить и главное - час посидеть со мной. Только тогда, без присмотра вышестоящих, полицейские проявили ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Другим задержанным такой привилегии не дали, а нам она досталась только благодаря моим слабым нервам и нашему штампу в паспорте.


В 7 утра нас попросили вернуться обратно в камеры. Там мы просидели до часу дня. Повторяю: без телефонов, без адвокатов, без законных прав. Еду и воду в достаточном количестве еще вечером привезли друзья многих задержанных.


В 11 утра нам раздали копии протоколов. И в них мы обнаружили просто удивительные строчки:



Сказать, что я очень удивилась - не сказать ничего. Поэтому в оригинал протокола написала, что с данными словами не согласна. Впрочем, так написали ВСЕ. Так же всем инкриминировали 2 статьи: ч.1 ст. 19.3 и ч.2 ст.20.2.


В час дня нам выдали вещи и повезли в мировой суд на ул.Кр.Текстильщиков. В маршрутке было очень холодно, у меня моментально замерзли ноги и руки, и в таком состоянии мы просидели до 6 часов. Слушали радио, по которому рассказывали о Навальном и Яшине, о митингах у Гостиного двора. Самое главное произнес один молодой человек - он сказал, что до вчерашнего дня он не имел к политике никакого отношения. Ему было это неинтересно. Но после суток под стражей он просто не может остаться равнодушным. Эффект массовых задержаний сработал наоборот. Те, кто хотели успокоить народ, только подогрели ситуацию, и теперь те, кто возможно никогда бы не вышел на площадь, точно пойдут. И с ними пойдут те, кто выручал и помогал им в трудную минуту.


К шести часам почти все написали ходатайство о переносе слушания в суд по месту проживания. Я удивилась - как много в автобусе было приезжих. Кто-то из Краснодарского края, кто-то из Череповца, кто-то был и родом из Магадана. И теперь все эти люди на адрес своей прописки(!) получат повестку в суд. Как и моя бабушка, по адресу которой прописана я. Вот она порадуется за внучку-то...


Женя получил свой паспорт на пару часов раньше меня - ему крупно повезло. К нему же вновь положительно отнеслись сотрудники правоохранительных органов, которые везли нас до суда - разрешили сбегать в ближайший магазин и купить на всех еды и воды.


Одного из задержанных, Александа Короновского, человека без прописки, оставили на трое суток содержания под стражей без законных на то оснований. Аргументировали это тем, кто он уже третий раз за 4-ро суток попадается им.


Свой паспорт я получила в 18.10, 10 минут не дотянув до ровно суток с момента задержания. В суде мне отдали паспорт со словами "А теперь идти отсюда побыстрее, а то еще придумаем повод задержать".


Возможно у меня не получилось описать все ярко и красочно, я старалась придерживаться реальных фактов. Нас держали как скот, как бесправных крепостных, где сотрудники полиции спокойно заявляют "У меня нет совести" и "Закон здесь я". После такого ужасного дня, я хочу сказать всем, кто прочитает мой пост: ЛЮДИ! Не оставайтесь глухими и слепыми! Вокруг творится полный кошмар! Ваших друзей завтра могут так же задержать, и вы об этом даже не узнаете! Никто не даст им позвонить, никто не предоставит им помощь, у них не будет никаких прав. Если вы видите сообщения с просьбой о помощи попавшим в отделение - кинуть немного денег на телефон, привезти еды и воды, узнать чей-то номер, позвонить в отделение - не отказывайтесь! Возможно, завтра такая помощь потребуется уже вам.


Я поняла, насколько это страшно лишиться свободы и всех прав.
Просто так. Ни за что
. А в качестве обоснования своих действий услышать от полицейских "А не надо по вечерам где попало шататься!". Все меняется. Люди уже несколько дней подряд выходят на площади, а потом попадают в камеры. И закрывать глаза уже не поможет.


В конце хочу сказать спасибо всем, кто помогал и поддерживал, кто делал ретвиты, кто звонил, кто привозил еду и воду, кто рассказывал о сложившейся ситуации. Всем тем, кто не остался равнодушным. Ребят, это здорово, здорово что вы есть, и что вы не оставляете других в беде.


Мама, папа, у нас все уже хорошо.

Прочитать оригинал поста Ярославы Степновой с комментариями читателей ее блога можно здесь.