Posted 20 января 2012,, 03:54

Published 20 января 2012,, 03:54

Modified 1 апреля, 03:07

Updated 1 апреля, 03:07

Эйфория и правда жизни

20 января 2012, 03:54
Сейчас очень трудно стало высказываться. Трудно говорить правду, потому что она может оказаться неприятной для тех, кому ты внутренне симпатизируешь и кто, кажется, старается переломить ход российской истории.

Любой критический по отношению к оргкомитету демократических митингов текст сразу вызывает бурю общественного негодования, любое сомнение в успехе тех или иных инициатив воспринимается как слабость и трусость.

Затерзали Леонида Радзиховского за его встречи в Кремле и неприятные для демократической общественности тексты. В сети устроили охоту на блогера Радулову за то, что она обвинила в национализме блогера Навального. Не дай Бог зацепить сейчас Божену Рынску, рупор "белой революции"...

Конечно, политики и лидеры гражданского общества в критический момент истории не должны проявлять слабость и сомнения. Они абсолютно правильно твердят про распад путинской вертикали и паралич российской власти. Они уже празднуют свою несостоявшуюся победу, вселяя уверенность в своих сторонников.

Но что делать тем, кто по долгу службы обязан все это описывать и анализировать?

Превращаться вновь как 20 лет назад в певцов демократической революции? Или как в 1996 году заниматься манипуляциями ради высокой идеи свободы и противостояния коммунизму? Не критиковать тех, кто хочет отставки Путина, только лишь потому, что ты тоже этого хочешь?

Сложное время, непростой выбор. Причем, для конформистов нет такой проблемы.

Пропагандисты скоро заговорят вновь, даже если власть в стране сменится. Они быстро найдут нового хозяина. Очень много и тех, кто хочет перемен, но не верит в победу демократии, подавлены страхом и грамотно аргументируют, почему одинаково вяло пишут как о власти, так и об оппозиции. Но есть же журналисты и аналитики, которым мы все еще верим и к чьему мнению обязательно прислушиваемся. Совсем не хочется, чтобы они поддавались революционной эйфории.

Лично я убежден, что власть попытается устроить контрреволюцию. Сразу после 4 марта или чуть позже будет резкое похолодание политического режима в России. Диктатура будет подлой, неравномерной, временами беспощадной, но недолгой. Нет серьезного ресурса для масштабного и долгого нового ГУЛАГа - ни психологического, ни материального.

Скорость распада новой диктатуры и появление нового шанса для демократии в России напрямую зависит от нашей способности смотреть на вещи трезво и умения называть все своими именами.

В любой ситуации важно говорить и слышать правду. Для журналиста самое главное определение профессионализма - умение сохранять беспристрастность и видеть вещи такими, какие они есть. То, что сейчас происходит, делит нас, а это априори неверно.

Правда, все-таки есть ситуации и времена, когда журналист должен говорить и должен действовать, и сохранить беспристрастность невозможно. Так было во время перестройки в России, так было на Украине во время оранжевой революции. И также почти невозможно для меня сохранять беспристрастность, когда я думаю про Лукашенко.

Но давайте хотя бы не будем придумывать себе новых кумиров.

Прочитать оригинал поста Павла Шеремета с комментариями читателей его блога можно здесь.