Posted 28 февраля 2012,, 10:21

Published 28 февраля 2012,, 10:21

Modified 1 апреля, 02:31

Updated 1 апреля, 02:31

Обратный эффект покушений

28 февраля 2012, 10:21
Покушения на князей, королей, царей, монархов во все времена, можно сказать, являлись нормой придворной жизни. С приходом такой выдумки продвинутого человечества как демократия тоже ничего не изменилось.

Покушения на князей, королей, царей, монархов со времен сотворения кумира, можно сказать, являлись нормой придворной жизни. С приходом такой выдумки продвинутого человечества как демократия тоже ничего не изменилось.

Особенно показательны в этом плане США – там граждане отстреливают своих президентов с регулярной периодичностью, начиная с отца нации Авраама Линкольна, которому впоследствии выстроили шикарный мемориал. До сих пор историкам и писателям не дает покоя загадка дерзкого - на публике - расстрела самого популярного и любимого президента Джона Кеннеди в Далласе. Впоследствии его именем назвали огромный аэропорт в Нью-Йорке. Окружен был народной любовью и еще один президент, на которого было совершено покушение. Это Рональд Рейган, один из архитекторов развала СССР (что произошло на встрече в Рейкьявике в 1986 г. между ним и Горбачевым – до сих пор тайна за семью печатями). Теперь его имя также увековечено в названии аэропорта.

Подобные примеры, как говорится, можно множить – и в самих США, и в других странах, демократических и не совсем. В СССР же, когда мы строили коммунизм (себе и людям), ничего подобного не происходило – генеральных секретарей в лучшем случае выносили ногами вперед, в худшем – свергали путем нехитрого заговора. О покушениях на них мы знаем мало, да и то выглядят эти обрывки информации как-то не очень серьезно. На Брежнева, например, покушались не западные спецслужбы или заговорщики, а недовольные граждане, которых потом объявляли психбольными. («Допереворотная» история Российской империи с покушениями на царей, тем не менее, полна драматизма, имеющего под собой политическую основу.)

Новейшая глава в деле политического, так сказать, терроризма в отношении действующего лидера российской нации открылась при Владимире Путине. Об этом свидетельствуют данные, которые можно собрать прямо из открытой печати – российской и западной. Что интересно – появляется эта тема с завидной регулярностью накануне каждого его избирательного срока. К примеру, в конце февраля 2000 года печать страны наводнили заголовки типа «ФСБ располагает информацией о готовящемся покушении на Путина». Это, по утечкам из Федеральной службы безопасности, должно было случиться, во время посещения Владимиром Владимировичем похорон бывшего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Слава Богу, тогда все обошлось. Граждане избрали Путина на первый его президентский срок. Замечу, сообщало об этом в первых рядах российское информационное агентство «Новости». (Давно уже ни для кого не секрет, что в советское время оно использовалось КГБ для прикрытия наших разведчиков. Впрочем, так делают все спецслужбы мира. После развала СССР и демократизации печати многие из советских журналистов были отозваны домой, потеряв работу. Подозреваю, что под «разбор» попали тогда и просто корреспонденты, не имеющие отношения к «конторе».)

История повторилась и за несколько месяцев до выборов 2004 года. В этот раз предотвратил «убийство» российского президента и кандидата на новый срок в Кремле Владимира Путина сам английский Скотланд-Ярд. Как сообщалось в конце октября 2003 года в газете Sundаy Times, в Лондон прибыли двое граждан России, чтобы обсудить с бывшим полковником ФСБ Александром Литвиненко план физического уничтожения Путина с помощью чеченцев. Газета сообщала, что в этой мутной истории замешан сам Борис Березовский. Однако Литвиненко (ныне покойный) утверждал, что именно Березовский посоветовал ему написать о готовящемся покушении заявление в правоохранительные органы Великобритании, что тот и сделал. Информацию подхватили и растиражировали все мировые СМИ. В общем, выходит, Борис Абрамович спас Владимира Владимировича от неминуемой смерти от рук чеченских террористов. (Сегодня известно, что и сам Литвиненко работал на английские спецслужбы. Правда, неизвестна пока их роль во всей этой истории с чеченским «покушением».)

Аккурат в октябре 2007 года - перед выборами в 2008-м - в западных СМИ снова появляется информация о предотвращенном покушении на Путина. Случилось это накануне визита президента в Иран на саммит глав прикаспийских государств 15-16 октября 2007-го. Утечку, как сообщала пресса, допустила российская Федеральная служба безопасности. Однако, как стало известно недавно, тогда Путин с Медведевым сговорились о «рокировочке» - баллотируется Медведев, согревая четыре года место для Путина. (Эти циничные откровения Дмитрия Анатольевича и стали, собственно, фитилем для митингующих на Болотной и Сахарова. Народ почувствовал себя обманутым и оскорбленным.)

На прошлых выборах президента, по старой, видимо, традиции, стали «покушаться» на Медведева. Опять в конце февраля в средствах массовой информации была распространена история о том, как было предотвращено «возможное покушение» на молодого кандидата на кремлевский престол накануне его рабочего визита в Барнаул. Однако, к счастью, и в этот раз все обошлось, а Дмитрию Анатольевичу удалось исполнить свою главную миссию – возможно, всей его жизни.

И вот – буквально накануне выборов президента России образца 2012 года, как гром среди ясного неба, – в Одессе повязали террористов, прибывших специальными обходными путями то ли из Турции, то ли из арабских стран, чтобы опять убить Путина. И, видимо, таким образом экспортировать в Россию напророченную Владимиру Владимировичу сенатором и убийцей вьетнамских граждан Маккейном «арабскую весну».

Может ли быть такое? Вполне. Охотно верю. Вся мировая закулиса – против Путина. Это ясно, как Божий день. К Путину можно и нужно иметь тысячу важных вопросов по внутренним проблемам нашей во многом убогой жизни - тут и мизерные пенсии, и коррупция гигантских размеров, и несменяемость многих угодных ВВП чиновников, его потакание олигархам и т.д. и т.п. Однако с чем невозможно спорить, так это с тем, что он сумел собрать распадающуюся в 1990-е годы на национальные квартиры Россию, поднять ее мировой статус, заставить уважать и считаться с ней.

Громадные природные запасы России, в истощающихся условиях оных в других местах, не дают покоя нашим заклятым «друзьям» за океаном и не только. Многие из них до сих пор помнят жесткую мюнхенскую отповедь Путина двуличных западным демократам, живущим по двойным стандартам: один – для себя, другой – для всех остальных, включая Россию. А Конди Райс все еще не забудет, как во время ее визита в Москву в разгар грузинско-российской восьмидневной войны с предупреждением от Джорджа Буша, Владимир Путин отрезал: передайте вашему президенту, что Россия сама будет решать, что и как ей делать.

Все так. Ненавистников кандидата в президенты Путина, смеющего вести независимую внешнюю политику в интересах страны, невзирая на лица и государства, немало по всему миру, не говоря уже о чеченском подполье, которое неистребимо, как пыль. Однако подача этой истории в прогосударственных СМИ с новым на него «покушением» выглядит плохой, а то и просто глупой пиар-акцией накануне судьбоносных не только для самого ВВП, но и для всей России выборов. По известным мне опросам в Интернете и на разных радио, подавляющее большинство не верит в это. Народ просто «стебается» и «прикалывается» над деталями этой новой операции «ы». Одесситы даже анекдот придумали: террористов для покушения на Путина готовят, оказывается, у них на Малой Арнаутской.

А я же вспомнила, как в 1990-е годы готовилось «покушение» на президента Бориса Ельцина, свидетелем которого мне невольно пришлось стать. Тогда я работала в Министерстве печати России. Противостояние между командой российского президента и Верховным Советом РФ, в котором заседало прокоммунистическое большинство во главе с Русланом Хасбулатовым, достигало кульминационного пика. И вот в один прекрасный день ко мне в кабинет вошла взволнованная глава РИА «Новости» Майсарат Махарадзе - я курировала в министерстве СМИ. Лицо ее пылало, на глазах - слезы. Она поведала мне такую вот странную историю: ее вызвал министр и предложил дать на ленту новостей информацию о том, что на президента России была совершена попытка покушения и что злоумышленник задержан. Майсарат потребовала доказательств этого – ведь шутка ли, взять на себя такую ответственность. А вдруг это – «летят утки»?

Однако, по ее словам, в ответ ее грубо обматерили, пригрозив снять с работы, с чем она и удалилась ко мне. Глава агентства спрашивала моего совета – как быть в этой ситуации? Я ответила, что решать ей самой, но, по-моему, если нет никаких доказательств покушения, кроме слов, то этого не следует давать на ленту новостей. Ведь ложь, в конце концов, все равно вылезет, и ничего, кроме политического вреда жертве «покушения», не принесет. Муж Майсарат - Валерий Махарадзе - в то время работал вице-премьером правительства, и это спасло тогда ее двусмысленное положение.

Нынешний фарс с покушением, переходящий порой на государственных каналах в истерику, с признаниями террористов, напоминает мне ту давнишнюю историю с изготовлением подобных промо-акций в критические для страны моменты. Правда, с тех пор значительно продвинулись технологии их приготовления – едва ли не до признаний потенциальных «убийц» в прямом эфире. Но, похоже, вся эта свистопляска, направленная на повышение рейтинга главного претендента за несколько дней до выборов, уже работает с обратным эффектом.

Алла Ярошинская