Posted 27 марта 2012,, 11:32

Published 27 марта 2012,, 11:32

Modified 1 апреля, 02:05

Updated 1 апреля, 02:05

«Пыльное дело»: от суда к заговору

27 марта 2012, 11:32
Николай Ульянов
История имущественного конфликта патриарха Кирилла и экс-министра Юрия Шевченко все более теряет первоначальные очертания — как сугубо правового гражданского спора.

История имущественного конфликта двух соседей-священников, патриарха Кирилла и экс-министра Юрия Шевченко, тщанием разного рода православных патриотов (или выдающих себя за таковых) и блогеров в информационном пространстве все более размазывается и теряет свои первоначальные очертания — как сугубо правового гражданского спора с исками, решениями судов, апелляциями и иными юридическими процедурами и актами.

Идея публичных защитников патриарха легко читается — увести общественную дискуссию от явно несправедливых и оттого репутационно опасных для церковной власти решений московских судов, легко и непринужденно отнявших у одного священника в пользу другого, саном повыше, личное имущество на сумму 20 млн рублей (думается, большинству читателей «Росбалта» таких денег за всю жизнь не заработать, а тут на тебе подарочек — одним росчерком судейского пера). А тут еще выясняется, что дорогую квартиру с видом на Храм Христа Спасителя отняли даже не у священника и знаменитого кардиохирурга, а у его дочери, многодетной матери. Совсем некрасиво, как-то не по-божески выходило. Да еще причина репрессивного решения — некая нанопыль, севшая на коллекцию книг Святейшего, — иначе как растерянную улыбку у не вовлеченного в конфликт двух слуг Божьих наблюдателя вызвать не могла. Ладно бы затопили квартиру патриарха, и драгоценные книги пришли в негодность, обои отслоились, деревянная доска на полу вспучилась. А то ведь всего лишь пыль — сдуть, пропылесосить, получить от обидчика конвертик с деньгами и забыть.

Но случилось то, что случилось — московская Фемида, которую и так-то трудно упрекнуть в беспристрастности, приняла фантастическое даже по меркам «басманного правосудия» решение — отнять у виновника появления нанопыли квартиру в центре Москвы в счет возмещения ущерба, причиненного имуществу патриарха Кирилла. А «раскулаченный» ответчик — нет бы с монашеским смирением принять вердикт суда и преклонить колени перед «крутым» соседом, — стал о своем необычном приключении рассказывать журналистам.

И вот тут-то, когда весть об удивительном обогащении с помощью судейских предстоятеля РПЦ выплеснулась на просторы Рунета, и понадобилась вся православная пишущая рать, грудью вставшая на защиту патриарха. Полемические приемчики применяются на удивление однообразные — за атакой на Русскую Церковь (ни больше ни меньше), оказывается, стоят: Госдеп, Березовский, Прохоров, Белковский, Павловский, «болотная оппозиция» в лице Навального и Немцова, геи (понятно, куда без них), малолетние панки, священники-педофилы, тайные раскольники во главе с отцом Чаплиным… Список не окончен, но не будем утомлять читателя потоком сознания, увлеченного теорией заговора. Еще в провокации против патриарха, начатой рабочими-строителями, участвуют созданные ЦРУ либо просто антироссийские СМИ, в том числе «Росбалт», заваривший всю эту кашу своей публикацией о «золотой» патриаршей пыли. Удивительно, кстати, но в ряду участников заговора не упоминаются сионисты, католики, исламисты и защитники Химкинского леса. Очевидно, до них пока просто руки не дошли, а тема-то благодатная.

Насчет цели раскола (это слово часто применяется защитниками главы РПЦ, видимо, для усиления веса своих «аргументов») единства в стане православных блогеров нет. Точнее, тут царят две прямо противоположные версии. Согласно одной, болотно-оранжевая публика, выполняя заказ зарубежных враждебных центров, таким вот наноспособом пытается расколоть альянс между патриархом Кириллом и Владимиром Путиным, после чего на России уже можно будет поставить крест. Согласно другой версии, это сам Путин «валит» Святейшего, потому что «Боливар не вынесет двоих» и, как говорилось в сериале «Горец», должен остаться только один бессмертный. То есть единственное неподконтрольное власти Путина сообщество осталось в России — РПЦ во главе с владыкой Кириллом, и коварный избранный президент решил, наконец, избавиться от последнего сильного конкурента и соперника. Кстати, такая версия неплохо объясняет и появление нанопыли, использованной против патриарха. Ведь кто имеет доступ к результатам самых передовых исследований, в частности в области нанотехнологий, в стране? Правильно, глава светской власти.

С раскрытием заговора против патриарха Кирилла и Русской Церкви задача затушевывания неприглядной судейской истории может считаться выполненной. На всякий случай строится и вторая линия обороны — какой плохой человек этот священник-кардиолог Шевченко: имеет отношение к абортам, не там учился церковной грамоте, в неправильном месте сан получал. Так что нечего его жалеть, сам виноват, — напрашивается вывод. Один из таких борцов за святую веру с несколько астрологической фамилией так прямо и пишет: «Таким образом, суд совершенно справедливо взыскал с Шевченко, этого небедного человека, имеющего несколько квартир в центре Москвы». Мол, квартирой больше, квартирой меньше — какая мелочь. Тут вот заговор раскрыли, можно сказать, раскол в Русской Церкви предотвратили, страну спасли… А Шевченко еще заработает на квартиру, сделав десяток сложных операций.

А с судейских, понятно, — как с гуся вода. Интересный факт — с сайта Мосгорсуда исчезло обещание опубликовать решение этой инстанции по «делу патриарха». Что бы это значило? В любом случае, хорошо, что в России нет прецедентного права. А то к пунктам выдачи нанопыли уже бы выстроились километровые очереди. И тем не менее, как бы ни старались добровольные защитники высшего иерарха РПЦ, российское государство по вине своей судебной системы из-за патриаршей «золотой» пыли еще долго будет нести тяжелые репутационные потери. Ведь теперь за рубежом будут с фактами на руках утверждать, что в России не только светская власть расправляется со своими оппонентами, перемалывая их машиной избирательного карательного правосудия, но и церковная тем же занялась. Конечно, священник Шевченко еще не в Краснокаменске. Хотя обвинения фактически в госизмене и участии в заговоре, подготовленном иностранными спецслужбами, — не шутка. А пример, скажем, второго суда над Ходорковским ясно демонстрирует, что обвинение в суде, чтобы быть поддержанным Фемидой, не обязано основываться на здравом смысле.

Николай Ульянов