Posted 7 апреля 2012,, 19:47

Published 7 апреля 2012,, 19:47

Modified 1 апреля, 01:54

Updated 1 апреля, 01:54

Минсвят или минкульт?

7 апреля 2012, 19:47
Церковь стоит над бездной. Стоит, «опираясь на противоречие». Противоречие логическое и этическое. И абсолютно неразрешимое – потому что заложено оно в самом фундаменте Храма.

Глупая история с глупыми певуньями-плясуньями, очевидно, скоро закончится.

Сажать их не будут. Уже все чиновники – без ряс и в рясах – дружно хором исполнили «я возмущен, я оскорблен, но сажать их не за что». Когда поет такой хор – ищите дирижера. Есть такой – и вы его знаете.

Итак, не в панк-мученицах дело. И уж тем более не в каких-то часах и прочей ерунде, о которой даже поминать смешно (а то кто-то думал, что Патриарх живет как монах-отшельник…Так не всем же дано быть такими отшельниками, как большинство его гонителей-бессеребренников, святых либералов, которые никогда никому не лгут и работают Совестью России).

Дело в том, что вся эта копеечная глупость есть просто частный случай очень общего вопроса. Вопроса, не имеющего никакого ответа.

Церковь стоит, на самом деле, над бездной. И хуже того – на бездне. На «зияющей высоте». Стоит «опираясь на противоречие». Противоречие логическое и этическое. И противоречие абсолютно неразрешимое – потому что заложено в самом фундаменте Храма. Если вежливо назвать его «дуализмом» (духовного и материального) – противоречие не исчезнет.

Что есть РПЦ в России?

Все знают два ответа.

Первый ответ. Духовное ведомство, Министерство культов и ритуалов – как и всегда было, при царях и большевиках. Ведомство как ведомство – не хуже военного, почтового, полицейского. Оно и есть – духовная полиция, с помощью определенных ритуалов внушающая покорность власти. Мол, бойся полицию - не только на этом, но и на том свете скрыться некуда. А полиция – и там и тут – всегда за Власть. Церковь Кесаря-самодержца.

Второй ответ. Святое ведомство – организация, сеющая разумное, доброе, вечное. Призывающая милость к падшим и всепрощение и любовь к врагам. Дающая людям утешение в жизни, надежду и смысл. И делает она все это от имени Христа, словами Христа, по завету Христа.

Эти два ответа – реальный и «нормативный» - взаимоисключают друг друга.

Духовная полиция, всегда оправдывающая власть, т.е. восхваляющая госнасилие «к врагам Отечсества», есть ритуальная часть этого насилия. Православие – просто связка между Самодержавием и Народностью. Делает Самодержавие более понятным и удобным для народа, а народ – более мягким и съедобным для Самодержавия. Церковь, неотделимая от Государства – и не «корысти ради», а по сути. Во имя Отца и Сына и Государственного Духа. Эта Церковь – становой хребет Государства, но и Государство – становой хребет Церкви.

Разумеется, неверно мазать эту задачу черной краской. Государство необходимо, а создать его без опоры на Церковь было невозможно и т.д. То есть, если РПЦ гордится этой своей патриотически-государственннической миссией, то она абсолютно права. Заслуги перед русским народом и Россией – огромны.

Правда, как это соотносится с современным секулярным государством в России – неясно. И переход от Госцеркви времен авторитарно-феодального государства к Церкви времен полугражданского общества составляет сегодня самую острую проблему для РПЦ. Как и многие институты Государства, РПЦ сильно отстает от времени. И едва ли в этом виноваты девчонки-панки. И даже часы Патриарха здесь не при чем – сменить фирму можно, стрелки перевести можно, но догнать время немного труднее.

Но есть другой вопрос: насколько это соответствует не Конституции РФ, и не социальным институтам XXI века, а Учению? И вот здесь – картина другая.

С точки зрения Христа, Госцерковь – злое искушение книжников и фарисеев, превративших Храм в «вертеп разбойников». Их Христос и изгонял бичами. С ними – а не с панками-хулиганками – призывал бороться как с «врагами Веры».

И победоносные фарисеи правят именем Учения, попирая его суть. Что ж, так было и будет со многими Учениями и Институтами на свете, политическими, этическими, социальными… Просто – Церкви больше верят, потому и спрос эмоциональнее.

Но те же два ответа – реальный и «нормативный» - взаимодополняют друг друга.

Если РПЦ честно, прямо, весомо, грубо, зримо откажется от Нагорной проповеди – то что же тогда эта Церковь проповедует? «Подчиняйтесь власти, выполняйте ритуалы, не думая над их смыслом – и все будет очень хорошо». Да, есть такая проповедь. Ей верят и следуют многие прихожане. Но не все. И даже те, кто следуют, все-таки помнят, что и ритуалы-то не просто так, а «от имени Христа».

Если же РПЦ будет и правда следовать Завету – тогда такой организации просто не будет на Земле. Даже не потому, что поссорится с властями земными и попадет в разряд анархистов (спасибо, если не панков). Нет, все еще куда серьезнее. Просто Завет – не от мира сего, он неисполним. Не может человек «подставлять щеку». Он может об этом помнить. Может знать, что «так надо». Может стремиться к этому. Но исполнить – не может.

«Близко к Завету» могут существовать маленькие «секты» тех же баптистов, скажем… Но для Большой Церкви, тем более для Госцеркви, для церковной иерархии (какая иерархия перед Богом?), для Державной Церкви (вполне возможно, что именно Державную Церковь описал Достоевский, в своей «Легенде о великом инквизиторе», само собой, переведя стрелки на католицизм) тем более для ее верхов - тут уж точно никаких вариантов нет. Не говоря о том, что Христианство – учение абсолютно космополитическое, а Госцерковь, естественно, вполне националистична. За это ее и ценит Государство и огромная часть патриотичных прихожан. Кстати, ретивые прихожане часто критикуют руководство РПЦ за «нехватку национализма». Недостаточно попрали Учение, совершенно недостаточно…

В результате – как всегда на свете – возникает отнюдь не «синтез», а житейский компромисс, «немножко беременность».

Как все институты общества, РПЦ – есть плод компромисса. Немножко веры + немножко конформизма + немножко корысти. И так уж как-то устроено (закон Земного тяготения), что две последних части перевешивают. Очень даже сильно перевешивают.

А поскольку многие – по инерции – предъявляют к РПЦ ожидания как к «воплощению христианства», то у них и возникает «сшибка», вечная фрустрация. (Самый ярый, до далеко не единственный пример – Толстой). В обычное время такие прихожане стараются об этом не думать… А тут – на тебе! Из-за этих чертовок приходится думать.
Какое уж тут «подставь щеку». Тут даже «око за око» нет. За 1 мин. «не тех танцев» уже больше месяца в узилище, с перспективкой на 7 лет тюрьмы… Понятно, тюрьмы не будет. Но осадок – останется.

Что ж – осадок помаленьку сотрется… В конце концов, эпизод и правда стоит не дороже самих этих панков… Осадок сотрется…

А базовое противоречие, слегка замазанное компромиссом – вот оно точно останется.

Потому что на этом непримиримом противоречии и «ритуальном компромиссе» и стоит ХХС. И «сдвинуться» с этого противоречия всерьез не может. Кто бы там не был Патриархом и на какие бы часы не смотрел.

PS. Между прочим, РПЦ так беспощадно преследующая этих панк-хулиганок, не предала анафеме ни Ленина, приказавшего казнить многих священников, ни Нерона ХХ века - Сталина, добившего Церковь в 1930-е, в том числе приказавшего снести тот самый ХХС. Не предала анафеме и саму Советскую власть. Я уж не говорю о миллионах убитых «не священников».

Вот это поистине христианское всепрощение, умение подставлять щеку врагам своим … Но может быть причина совсем в другом.
Госцерковь, с ее державным менталитетом, всегда все простит Государству. Даже если оно уничтожило Патриаршество (Петр I), запретило РПЦ, убило тысячи священников и миллионы верующих …

Но Госцерковь – в силу того же менталитета - никогда не простит если ее корпоративную честь задели обычные граждане.

Государство может меняться. Оно может быть иностранным – ведь Зарубежная Церковь благословляла немцев в 1941 году, а священники на оккупированной территории тоже, как правило, молились за немцев (возможно были случаи отказа и репрессии – но мне о них просто неизвестно).

Однако, какое бы Государство не правило – царское, советское, постсоветское, российское, германское и т.д. – но Церковь стоит за него. И тут не простой конформизм, но и глубоко усвоенная религия государственничества – всякая власть от Бога (иногда и за грехи наши …). И Бог запрещает спорить с любой властью.

И эту Веру огромное большинство паствы разделяло, разделяет и – насколько можно судить – будет разделять со своими пастырями.

Прочитать оригинал поста Леонида Радзиховского с комментариями читателей его блога можно здесь.