Posted 14 июня 2012,, 15:30

Published 14 июня 2012,, 15:30

Modified 1 апреля, 00:51

Updated 1 апреля, 00:51

Дыры в системе

14 июня 2012, 15:30
Александр Желенин
В скандале вокруг главы Следственного комитета России у общества есть веские основания не верить Александру Бастрыкину и, наоборот, доверять показаниям Сергея Соколова. По большому счету, журналист должен радоваться, что еще легко отделался.

Глава Следственного комитета России (большая шишка!) Александр Бастрыкин, как мелкий пахан, отвозит известного журналиста, заместителя главного редактора «Новой газеты», одного из самых популярных общественно-политических изданий страны, Сергея Соколова в лес и угрожает убить его. История настолько дикая (подробности читайте здесь), что поначалу просто не укладывается в голове – похоже на дурной водевиль.

Однако, как заявил «Росбалту» член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, «Соколов – это не вариант «желтой прессы», эта история не похожа на провокацию».

Когда ее уже сутки бурно обсуждали в СМИ, когда известные журналисты пикетировали здание СК и их, по выражению Кабанова, тупо замели «в полицейский околоток», Бастрыкин, наконец, заявил, что ничего такого, дескать, не было, в лес он никого не завозил, и убивать никого не обещал.

Есть, правда, серьезные сомнения в правоте его слов.

Пойдем в нашем небольшом расследовании от обратного.

Этой истории вообще не могло быть потому, что правоохранительные органы у нас чисты как слеза ребенка. К коррупции они отношения не имеют. Журналистов у нас никогда не убивали, и уж, конечно, никогда не угрожали им убийством. Тем более, к этому никогда не были причастны «органы». Они, конечно же, не имеют никого отношения ни к убийству коллеги Соколова по «Новой газете» Анны Политковской, ни к убийству корреспондента «МК» Дмитрия Холодова. А военный обозреватель «Коммерсанта» Иван Сафронов, понятное дело, сам выпал из окна своей квартиры. И так далее, и тому подобное…

Да, еще аргументы против реалистичности этой истории. Полиция и другие наши «органы», конечно же, никогда не крышуют бандитов. Наоборот, они с ними героически борются.

А какие у них чистые методы дознания, Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро отдыхают!. Бутылка, как любимое средство этого самого дознания, – это, конечно, не про наших правоохранителей. Они никогда никого не пытают, никогда никого не шантажируют.

Что, мы, телесериалов, что ли не смотрели.

А если серьезно? Если серьезно, то у общества есть веские основания не верить Бастрыкину и, наоборот, доверять показаниям Соколова.

По большому счету, последний должен радоваться, что легко отделался. Могли ведь в этом лесу и закопать. Кроме шуток…

Однако за всей этой шумихой оказались почти забыты причины, которые ее вызвали. Понять их не сложно. Для этого достаточно прочитать статью Соколова, которая, собственно, и вызвала гнев главы Следственного комитета. В ней, как известно, речь шла о том, что один из основных фигурантов дела о массовом убийстве в Кущевской Сергей Цеповяз по решению суда отделался лишь штрафом в 150 тысяч рублей.

Вот, например, такой пассаж из этой статьи: «… депутат Цеповяз, членство которого в «Единой России» правящая партия теперь категорически отрицает».

Или такой: «… в нашей стране иная власть: не Путин, сидящий на своих дутых процентах, не гомеричные Чайка с Бастрыкиным, не все эти Грызловы и Патрушевы. Все они — просто обслуга бессчетного количества российских цапков. Цапки — опора их власти, а они — опора цапковского бизнеса».

Понимаю искреннее возмущение всех перечисленных персонажей – государственные тайны надо хранить свято. За публикацию ТАКИХ сведений схлопотать пулю в висок - полдела.

Соколов, как мы знаем, извинился перед Бастрыкиным за «эмоциональный перехлест».

Хотя, если повнимательней вчитаться в приведенную выше цитату, за что, собственно он должен был извиняться? В чем «перехлест»? По-моему, сухая констатация фактов, сдержанный социологический анализ системы.

Хотя здесь, возможно собака и зарыта. Власть (причем не только наша нынешняя, российская, но любая во всех странах и во все времена) не любит, когда ей говорят правду. Особенно такую – сокровенную.

Даже если эта правда состоит в простой констатации фактов. К примеру, если голому королю говорят, что он голый, то ему это, понятно, очень не нравится.

Какую такую страшную тайну назвал Соколов? Что власть «крышует» бандитов на всех уровнях? А что, это не так?

Конечно, нет! Это ведь не контролируемый Путиным Медведев переназначил Александра Ткачева губернатором Краснодарского края уже после чудовищных событий в Кущевской, в которых, по данным той же «Новой», были замешаны чины краевой прокуратуры. Конечно, нет! Это были какие-то другие ребята, с другой планеты…

В свое время Борис Березовский выдал очень емкую и убедительную (с политологической точки зрения) формулу: «Власть нанимает капитал. Форма найма – выборы». Такое впечатление, что и этот поплатился за неумение держать язык за зубами. Помалкивал бы, не выдавал бы государственных секретов вроде этого, был бы сейчас в фаворе. Вроде других олигархов путинских времен.

Хотя, если уж совсем откровенно, все эти секреты были обнародованы еще полтора столетия назад одним немецким доктором философии по имени Карл Маркс. В свое время он писал, что государственный аппарат – всего лишь комитет по управлению делами крупного капитала. Сравним это с тем, что написал в «Новой» Сергей Соколов. В чем разница? Капитал у нас бандитский? Ну, что ж на зеркало тогда пенять?

И последнее. Наблюдая за развитием этой истории, сложно отделаться от впечатления, что нынешняя российская политическая и экономическая система похожа на некий ржавый котел, наполненный водой. Ржавел он долго и не очень заметно для обывателя, но, в конце концов, полностью пришел в негодность. Сверху его, прямо по ржавчине, долго и старательно полировали. Однако, несмотря на это, котел совершенно неожиданно дал течь. Пробоину еще не задраили, а уже потекло в другом месте, в третьем, в десятом…

Можно, конечно, очень долго пенять на происки внешних врагов, на объективные причины и трудности переходного периода, но факт есть факт – котел ржавый. Для начала надо это признать, а затем заняться капитальным ремонтом. Или заменить его, к чертовой бабушке, на новый.

Александр Желенин