Posted 15 июня 2012,, 10:48

Published 15 июня 2012,, 10:48

Modified 30 января, 10:12

Updated 30 января, 10:12

Янукович и футбол

15 июня 2012, 10:48
Когда президент Украины приходит на матчи Евро-2012, его невольно становится жаль. Впервые за два года он не может повлиять на то, что происходит в самом центре его страны. Может, потому и приходит?

Когда Виктор Янукович приходит на матчи Евро-2012, его невольно становится жаль. Впервые за два года он не может повлиять на то, что происходит в самом центре его страны. Может, потому и приходит?

Странное ощущение остается от визитов украинского президента на матчи Евро-2012. Причем даже, наверное, не столько у болельщиков, сколько у него самого. Потому что больший дискомфорт Янукович должен испытывать лишь при поездках на европейско-атлантические саммиты. Где гаранту приходится ловить глаза мировых лидеров и тихонько надеяться, что протянутую им для рукопожатия ладонь не проигнорируют.

В самом деле, ведь Виктор Янукович обречен два часа наблюдать за действом, на которое он совершенно не в силах повлиять. Хотя все происходит в его коллективном Межигорье – сиречь Украине. Там, где он привык считать себя полновластным хозяином, властителем дум, кошельков и персональной свободы. А тут оказывается, что результат того дела, на подготовку к которому он сам (ведь бюджет страны – это тоже «его») потратил ни много ни мало, а пять с половиной миллиардов долларов, решается без его на то санкции. Ну как с этим мириться?

"Полтава-2012". Бойкот Украины со стороны ЕС явно усиливает радость Виктора Януковича от победы украинцев над шведами. Скорбная мина главы УЕФА Мишеля Платини (справа) призвана показать телекамерам, что он тоже не одобряет расправы с Юлией Тимошенко. Президенту Федерации футбола Украины Григорию Суркису (слева) это явно не по душе, но в нем читается намерение не поддаваться давлению.

Как пережить то, что нельзя приказать генпрокурору позвонить тренеру соперников с предложением, от которого невозможно отказаться? Как смириться с невозможностью запустить группу силового убеждения в раздевалку соперников? Как жить с мыслью, что два часа в самом центре его родного Донецка, на стадионе его персонального спонсора будет происходить то, на что он лично не имеет даже малейшей возможности повлиять?

Судя по всему, украинский президент давно приучил себя к мысли, что «fair play» - это выдумка для лохов. Что все в этом мире можно купить, а надежная «крыша» - главный залог успеха. А тут выясняется, что сам Янукович – вовсе и не «крыша» даже, а лишь один из 51 тысячи 504 зрителей. Пусть и с черной икрой на обязательном фуршетном столике. Но от которого не зависит ничего. Ни-че-го.

Может потому он и радовался так бурно на прошлом матче украинской сборной? Может оттого так жизненно жестикулировал после забитого шведам гола? В этот момент в нем было даже что-то человеческое, что роднило его с остальными болельщиками – пусть и на доли секунды. Потому что это была непритворная радость – так радуются тому, чего ты не ожидал, а на что лишь тихонько надеялся. Что изначально вне твоей компетенции и не зависит от чьей бы то ни было способности «позвонить и повлиять». Так не радуются тому, что обречено быть обязательным итогом твоего желания.

Гол! Но президент не позволяет себе широко улыбаться - и почти никто из его свиты тоже. Надо соблюдать статусность.

Потому что в самой Украине осталось не так уж и много вещей, которых бы не мог обеспечить самому себе президент страны. Начиная от восьми тысяч гектар заповедной земли на Южном берегу Крыма и заканчивая «небом в клеточку» для политических оппонентов. Наверное, в какие-то моменты его даже одолевает скука – как одолевает она любого, кому нечего больше хотеть. Может он и ходит на матчи чемпионата Европы по футболу затем, чтобы пощекотать себе нервы?

Ну и пусть ходит. Пусть искренне радуется успехам украинской сборной и нервничает во время опасных моментов у ворот. Это нормально. Потому что в эти моменты ему под силу испытать то чувство, что регулярно посещает каждого гражданина страны, а именно – ощущение неспособности повлиять на происходящее. А вот уже через 135 дней, когда страна будет подбивать итоги парламентской гонки, вполне может случиться так, что украинский президент останется с аналогичным чувством в одиночестве.

Павел Казарин