Posted 28 июня 2012,, 07:59

Published 28 июня 2012,, 07:59

Modified 1 апреля, 00:39

Updated 1 апреля, 00:39

Ющенко как диагноз

28 июня 2012, 07:59
Экс-президент Украины Виктор Ющенко заявил, что возвращается к активной политической деятельности. Он хочет объединить национал-демократов и провести их в парламент. Это почти хрестоматийный случай для психологов, изучающих человеческую неадекватность.

«Друзья-декабристы, страшно далеки мы от народа. И это здорово!». Наверное, примерно такого рода автобиографические шутки мог бы произносить в кругу единомышленников экс-президент Украины Виктор Ющенко. Но не произносит. Потому что его представление о реальности столь же алогично, сколько мизерна его способность к самоиронии.

Виктор Ющенко объявил, что под его эгидой Верховную раду будет штурмовать новый «национально-демократический проект», который объединит 30 общественно-политических организаций. По его мнению, все эти «кружки по интересам», слившись воедино, имеют все шансы набрать «значительно больше пяти процентов голосов» на октябрьских парламентских выборах.

Даже как-то неловко становится, когда вспоминаешь о том, что именно Виктор Андреевич был в свое время надеждой Украины на качественный скачок вперед. Потому что степень неадекватности экс-президента коррелирует лишь с его убежденностью в собственном мессианстве.

Его не заботит тот факт, что весь гигантский потенциал общественного доверия, который был у него после Майдана, экс-лидер страны благополучно смыл в канализацию. Его не тревожит, что у некогда влиятельной партии «Наша Украина» за время его руководства ею накопились долги на сумму около $10 млн. Он отказывается понимать, что его личный рейтинг сегодня находится ниже границ статистической погрешности, и сам он не сможет пройти в парламент ни по одному мажоритарному округу даже на западе Украины.

Ющенко не способен понять, что экс-соратники уходят от него к Юлии Тимошенко и Арсению Яценюку по причине его собственной неадекватности. Зато он всерьез полагает, что «сбитые летчики» 1990-х годов (вроде маргиналов из Конгресса украинских националистов) могут получить депутатские мандаты за счет его личной протекции. Но он так и не понимает, что сегодня его личный антирейтинг по совокупности превосходит неприязнь к Тимошенко и Януковичу вместе взятым.

Вместо этого Виктор Ющенко охотно примеряет на себя лавры эдакого украинского «Вацлава Гавела». Его не тревожит, что таковым его могут считать лишь его собственная семья да еще несколько приближенных, у которых способность к трезвому взгляду на мир никогда не была сильной стороной. Вполне возможно, что он продолжает полагать «заказной» всю ту социологию, что демонстрирует его реальный политический потенциал. А точнее отсутствие оного.

Есть даже определенный «феномен Виктора Ющенко». Традиция украинской президентской ротации состоит в том, что после смены первого лица, экс-лидера всегда начинали вспоминать с теплотой. Так было с Леонидом Кравчуком после победы Кучмы. Так было с Кучмой после победы Ющенко. И только Виктор Андреевич нарушил традицию – даже на фоне провальной политики Януковича рейтинг доверия к нему стремится к бесконечно малым величинам.

Непонятно только, сколько раз еще судьба должна ударить по самолюбию украинского экс-президента - нарцисса, чтобы он, наконец, осознал собственную незначительность. Потому что проигрыш президентских выборов с результатом в 5% - является лишь предупредительным выстрелом. Даже такой результат переводит политика в не слишком позорный статус «политического пенсионера», обеспечивая ему право на участие в ритуальных мероприятиях, вроде чтения лекций или шефства над второстепенными гуманитарными проектами. Но неспособность получить поддержку избирателей, чтобы попасть в состав парламента по прошествии нескольких лет после окончания каденции – это сродни пощечине наотмашь. После которой следует нокаут и осмеяние. Это понимают все, у кого есть хоть какая-то способность мыслить трезво. Но Виктор Ющенко к этой группе людей, похоже, не принадлежит.

Павел Казарин