Posted 30 июня 2012,, 20:22

Published 30 июня 2012,, 20:22

Modified 1 апреля, 00:37

Updated 1 апреля, 00:37

Бутылкой по государству

30 июня 2012, 20:22
Лето 2012-го принесет гражданам массу неприятных экономических сюрпризов. Вырастут тарифы и акцизы, а с ними — все цены и коммунальные тарифы. Однако властям и этого показалось мало. Народ решили взять за живое.

Холодное лето 2012-го принесет гражданам массу неприятных экономических сюрпризов. Вырастут тарифы и акцизы, а с ними — все цены и коммунальные тарифы. С 1 января, в преддверии исторического голосования, власти на такие шаги не решились, посчитав, что летом, когда политическая волна спадет, будет в самый раз.

Между тем, эксперты Центра стратегических разработок в очередном докладе пророчат, что осенью обстановка еще больше накалится, и причиной станет ухудшение экономического положения граждан.

Однако власти это, видимо, не сильно заботит. Более того, народ решили взять за живое - за градусы. На пьющих и выпивающих россиян в самое ближайшее время обрушится целый каскад малоприятных решений.

Во-первых, алкоголь банально подорожает. Если в прошлом году ставка акциза на одну бутылку составляла 46 рублей, теперь — 50, то с 1 июля производители будут платить уже 60 рублей. Как следствие, пол-литровая бутылка водки будет стоить минимум 125 вместо нынешних 98 рублей. Налицо 30-процентное повышение стоимости.

Во-вторых, из алкогольного меню могут исчезнуть уже привычные многим, самые дешевые напитки: медовуха, сбитень, сидр и другие. Их производители заверяют, что не смогут исполнить положение об обязательном лицензировании этой продукции.

В-третьих, готовятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, де-факто разрешающие употреблять горячительные только в стенах квартир или кабаках, при этом различий по крепости алкоголя не делается.

Ну и, наконец, в-четвертых, будет и дальше расширяться временной диапазон запрета на продажу алкоголя. Здесь во главе колонны идет Петербург: Смольный с ЗакСом первыми в стране возжелали запретить торговлю спиртным после 9 вечера. Соответствующий законопроект одобрен городским парламентом.

Вот интересно, какую реакцию на комплекс таких мер ожидает руководство страны? Всенародное одобрение? Нет, разумеется, найдутся общества трезвенников (и, вероятно, язвенников), которые горячо выступят в поддержку. Но едва ли количество их голосов окажется социологически значимым. А подавляющему большинству граждан эти решения причинят неудобства, причем малообеспеченным — довольно весомые. И ведь не секрет, что именно они составляют ядро электората партии власти в широком понимании этого термина.

Вся предшествующая национальная история свидетельствует: веселие Руси есть питие, и те, кто к этому слогану относятся пренебрежительно, вскоре теряют свои карьеры, нередко — вместе с головами. Ну а если в этой стране попытаться сухой закон ввести (пусть даже в неполных и ограниченных формах) — тут уж дело неизбежно закончится революцией и крахом государства, ничуть не меньше. Параллели 1914-й — 1917-й и 1985-й — 1991-й не заметить трудно. Однако история (как давно уже известно) учит лишь тому, что ничему не учит.

Власть в последние годы вообще стремится занять совершенно неподобающее место в частной жизни граждан (коих она, вероятно, подразумевает в качестве подданных). Играть в азартные игры — нельзя, пить — нельзя, больше трех собираться — не рекомендуется. При том, что исконная функция государства вовсе не в этом: оно должно определить стратегические правила игры и досконально контролировать соблюдение их всеми игроками. И это — все.

Но понятно, что руководству такие ограничения не очень интересны. Любой чиновник желает увеличивать свою роль в жизни общества. И здесь уже вопросы к последнему: насколько серьезно оно готово ограничивать «слуг народа» в выходе за флажки. К сожалению, в нашем случае «эпоха вставания с колен», обеспеченная не имеющим аналогов в истории бенефисом нефтяных цен, позволила властям — в обмен на регулярный рост благосостояния — довольно глубоко влезть в каждодневное бытование граждан.

А дальше все будет весьма банально: политическая ситуация и экономическое положение становятся сложнее месяц от месяца, и власти вряд ли смогут побороть в себе стремление идти дальше по однажды выбранному пути. Если уж в сытые годы ограничивали и запрещали, то в обстановке куда более угрожающей властному комфорту будут это делать с еще большим энтузиазмом. Но только тех денег, на которые раньше покупалась общественная лояльность, уже нет. Так что, разумеется, попробуют даром.

Артемий Смирнов