Posted 3 июля 2012,, 19:59

Published 3 июля 2012,, 19:59

Modified 1 апреля, 00:34

Updated 1 апреля, 00:34

Расстрел Pussy Riot

3 июля 2012, 19:59
Ситуация с Pussy Riot становится все более абсурдной. Если следовать антилогике обвинительно-карательной машины, то следующим шагом надо на один день отменить мораторий на смертную казнь, срочно поменять уголовный кодекс и расстрелять участниц группы публично.

Вот и все. Игры в имитацию законности закончились. Наступил тот самый момент, когда уже ни следствию, ни правосудию не нужно притворяться и создавать видимость хотя бы минимального соблюдения законов. За ненадобностью. Законодательство, в принципе, существует, так же, как и следствие, но эти сосуды сообщающимися не являются и функционируют сами по себе. Абсолютно независимо друг от друга.

О чем это он? - спросит следователь Харьков, принявший из рук печально прославившегося следователя Ранченкова, уголовное дело по обвинению участников «Pussy Riot» в хулиганстве. Да я о том, гражданин начальник, что если никакие законы не соблюдаются даже в отношении фигурантов по очень громкому уголовному делу, признанных узниками совести, то, что же происходит с неизвестными рядовыми заключенными на широких российских просторах? Ах, вы не знаете? Так сказать, не при делах? Ну, ладно. Тогда поговорим о девушках из Pussy Riot - Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич.

Девушки сидят уже почти пять месяцев в СИЗО, им предъявлено обвинение по статье 213 УК РФ (хулиганство), предусматривающее до семи лет лишения свободы. Уголовное дело очень быстро разрослось до гигантских размеров и составило семь томов, общим объемом примерно в 2 800 листов (плюс вещественные доказательства, в том числе и видеозаписи хронометражем в десятки часов). Объем удивляет – уголовные дела об убийствах зачастую значительно меньше. Но бог с ним с объемом, дела идут – контора пишет. Проблема в другом: в полном презрении к базовым положениям законодательства.

В российском уголовно-процессуальном кодексе есть потрясающая по своей гуманности статья 47, где в пункте 1 части 4 однозначно сказано «Обвиняемый вправе знать, в чем он обвиняется». А в пункте 13 части 4 также без вариантов изложено «Обвиняемый имеет право снимать за свой счет копии материалов уголовного дела. В том числе и с помощью технических средств». Сразу отмечу, что эти два основополагающих положения исходят из Конституции России и Европейской Конвенции о защите прав человека.

И все, вроде бы, понятно. Каждый заключенный имеет право изучить материалы своего уголовного дела, а его адвокат снять копии с каждой страницы, дабы использовать их для защиты обвиняемых в последующих судебных заседаниях. Это мировая практика, которой не чурались даже в сталинское время («политическим» тоже давали читать их уголовные дела). Но в истории с Pussy Riot никакие международные и российские законодательные нормы и не ночевали. Тут все подчинено одной очевидной цели – сбросить дело в суд, по-быстрому отсудиться, и потом для девушек – этап, столыпин и «здравствуй, лагерь» (в лучшем случае, колония-поселение).

Для достижения вышеназванной цели и происходит в срочном порядке следующий правовой беспредел: В нарушение Европейской Конвенции о защите прав человека и статьи 47 УПК РФ («Обвиняемый вправе знать, в чем он обвиняется»), девушкам и их адвокатам предоставили на ознакомление с семью томами уголовного дела (2800 листов) время только с 8 июня по 8 июля. Нехитрая математика говорит о том, что в этот период был всего 21 рабочий день, и, соответственно, 147 рабочих часов (в СИЗО ознакомление с делом происходит только в рабочие дни по 7 часов в день). Итак, получается, что шесть человек (Толоконникова, Алехина, Самуцевич и три их адвоката) одновременно изучали единственный экземпляр уголовного дела из 2 800 страниц в течении 147 часов. Выходит 3 минуты на страницу. А так как с каждой страницей ознакомлялись шесть человек по очереди, то каждому из них получается по 30 секунд на изучения листа уголовного дела. Потрясающе. Вы пробовали когда-нибудь внимательно изучить лист серьезного текста за 30 секунд? Попробуйте. Да, и еще забыл сказать о том, что за эти же 30 секунд надо успеть переписать лист дела, или хотя бы сделать выписки. Маразм? Нет, требование следствия.

Любой начинающий студент-юрист возразит мне: «Зачем переписывать все уголовное дело? Ведь есть в Уголовно-процессуальном кодексе опять же статья 43, где сказано «Обвиняемый имеет право снимать за свой счет копии материалов уголовного дела. В том числе и с помощью технических средств» Пусть адвокаты идут к следователю и копируют дело». Правильно! Есть такой закон. Но, оказывается, в нашей стране это законное право есть не у всех. Вот адвокатам участниц Pussy Riot следствие не дало возможности скопировать материалы уголовного дела. Зачем обвиняемым знать, в чем их обвиняют? Ни к чему это. А что таким образом девушек лишают права на защиту, предусмотренного всеми международными и российскими законодательными нормами, так на это плевать. Тайга – закон, медведь – хозяин…

Но следствие пошло дальше. На 4-е июля назначено слушание в Таганском суде, на котором, по ходатайству следователя Харькова, будут принудительно ограничивать обвиняемых и их адвокатов в сроках ознакомления с материалами дела. Следователь просит разрешить не более пяти дополнительных дней и потом срочно перебросить дело в суд. Получается теперь не 30 секунд на страницу, а целых 32 секунды. И у меня нет ни капли сомнения в том, что судья, конечно же, удовлетворит ходатайство следствия, и девушкам из «Pussy Riot» не дадут полностью ознакомиться с материалами уголовного дела.

И еще хотел бы напомнить следователям и судье, который будет «ограничивать» сроки ознакомления с делом, одну прописную законодательную истину. В связи с умышленным лишением Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич основного права обвиняемого – права на защиту, все следственные действия и последующие решения суда (включая и приговор) будут считаться незаконным. Сомневаетесь? Смотрите Конституцию, международное и российское законодательство. Или спросите у премьер-министра Дмитрия Медведева. Он юрист, он знает…

Ситуация с Pussy Riot с каждым днем становится все более абсурдной и напоминающей оруэлловскую утопию. И если следовать антилогике обвинительно-карательной машины, то следующим шагом надо на один день отменить мораторий на смертную казнь, срочно поменять уголовный кодекс и расстрелять участниц группы Pussy Riot. Публично. На фоне Храма Христа Спасителя. Под дружные аплодисменты откуда-то взявшихся «обиженных верующих». А почетное право скомандовать «Взвод, целься! Пли!» предоставить, скажем, протоиерею Чаплину. Ему даже пророческое откровение свыше было, что будто Господь жаждет сурового наказания для девчонок. Вот пусть сам и выполняет веление.

А мы 4-го июня в 12 часов придем в Таганский суд Москвы на открытое заседание и, вполне вероятно, услышим, как поимеют в очередной раз все юридические нормы, окончательно лишив трех женщин их законного права знать, в чем они обвиняются, и защищать себя в суде.

PS. В дальнейшем, после передачи уголовного дела в суд, есть вероятность того, что судебные заседания по «делу Pussy Riot» будут проходить в закрытом для публики и прессы режиме. По ходатайству потерпевших, которые якобы сошлются на то, что вера – дело глубоко личное. Девчонок быстро «окрестят» и отправят с глаз долой. Подальше от Москвы и интернета. Дай Бог, чтобы я ошибся…

Прочитать оригинал поста Олега Лурье с комментариями читателей его блога можно здесь.