Posted 6 июля 2012,, 19:51

Published 6 июля 2012,, 19:51

Modified 1 апреля, 00:31

Updated 1 апреля, 00:31

Феномены социальных сетей

6 июля 2012, 19:51
Мы пользуемся социальными сетями или социальные сети пользуются нами? Ответ на этот вопрос не кажется таким уж очевидным.

Мы пользуемся социальными сетями или социальные сети пользуются нами? Ответ на этот вопрос не кажется таким уж очевидным. И речь идёт даже не о примитивном выкачивании анкетных данных пользователей спец.службами, рассылке спам-опросов или взломе страничек ловкими хакерами. Социальные сети могут использовать аккаунт и поведение пользователя гораздо тоньше и незаметнее в различных целях: от поиска рынков для сбыта продукции до глубинного манипулирования сознанием случайных пользователей с политическими и религиозными расчётами.

Береги репутацию своего аккаунта смолоду…

Каждый из нас имеет свой порог искренности, через который решает, стоит переступать или нет. Тем не менее, не будьте слишком доверчивыми и не выкладывайте на своей страничке в социальных сетях, воспринимая их как добрых пастырей, всю правду о себе, если не хотите неприятных последствий в виде общения с налоговыми органами, кредиторами или даже спланированной недругами социальной травли. Существующие границы приватности становятся всё прозрачнее. Подобные «пограничные» войны и нарушения зон приватности без предупреждения – это один из эффективных способов привлечь больше пользователей. Создавая аккаунт в одной из таких сетей, будьте настороже, не тешьте себя иллюзией, что липкая социальная паутина маркетинговых сговоров и грязный пиар вас не коснутся.

Тролли, «боты», фрики и прочая нечисть

С увеличением числа пользователей у Facebook, ВКонтакте и других социальных сетей, учёных всё больше начинают интересовать такие вопросы, как мобилизация, сотрудничество и доверие среди их участников. Это направление научной мысли весьма похвально, но вот выявить положительные последствия объединения в социальные сети для общества пока проблематично. На самом деле, люди прекрасно научились объединяться с помощью Facebook и Twitter для обсуждения вопросов секса, участия в политических акциях, митингах и бесконечных споров и ссор. С милосердием и доверием всё сложнее…

Один из любопытных феноменов, зафиксированных в социальных сетях, это влияние меньшинства. Психологические эксперименты показали, что если вы согласны с большинством по всем пунктам, кроме одного, то вам гораздо легче изменить точку зрения своих оппонентов. Кроме того, привлечение на свою сторону хотя бы одного «перебежчика» способствует оттоку из оппонентского лагеря и других. Эту стратегию успешно используют специалисты по созданию репутаций компаниям и брендам, например, для нейтрализации негативных мнений посетителей. Излишне было бы говорить, что фигура первого перебежчика в таком случае может быть подставной.

Фигура сетевого тролля – стала одной из самых меметичных и узнаваемых в пространстве Интернета. Специальность тролля – совершать провокационные действия и оставлять шокирующие послания другим участникам сетевых сообществ, он питается спорами и греется языками пламени раздутого скандала, которые он воспринимает за лучи заслуженной славы. Многие тролли – продвинутые пиар-агенты. Наивно было бы думать, что работают они только за хлеб и идею…

Эпатаж делают своим инструментом продвижения оригинальные творческие личности… и различные компании под их масками. Фрики дают клики – это известно всем. Так участники одной из групп, борющихся с зависимостью от социальных сетей, провели акцию «Голая учительница», попавшую даже в информационные выпуски. Сам аккаунт якобы учительницы одной из российских школ вместе с откровенными фотографиями на нём был создан специально, чтобы продемонстрировать склонность людей к шпионству за другими, искушающему сёрфингу по страничкам с приватной информацией и нарастающую тотальную зависимость от социальных сетей. Кроме того, очевидные цели создания аккаунтов фриков – это привлечь внимание широкой аудитории и исследовать её реакцию на пугающие и отталкивающие явления. Конечно, чувства слишком впечатлительных людей, впрочем, как и этическая допустимость откровенного манипулирования коллективным бессознательным в расчёт не берутся.

Мёртвые души «ботов» также пользуются всё большим спросом. Как во времена крепостного права в России душами можно было прибавить себе социального капитала, так и сейчас с их помощью можно быстро нарастить виртуальный авторитет и поставить под сомнение объективность любого опроса. Современные социальные сети – это рай для чичиковых: как виртуальных программ, так и реальных людей. Добавляя их в друзья, не рассчитывайте на искреннюю дружескую поддержку и участие. Скорее всего, с вами стали общаться только ради очередного рейтингового показателя.

Социальная сеть как миссия

Карта распространения социальных сетей в мире всё больше становится похожа на карту распространения религий. Это свидетельствует не только о «миссионерских» замашках их основателей, но и о нашей удивительной верности культурным кодам и стереотипам. Сами социальные сети стараются включать в стандартные опросники пункты о религиозных предпочтениях участников, что свидетельствует об их стремлении узнать наше отношение к вере и использовать его. Любопытно, что уже сам факт кликанья по иконке социальной сети с целью перезагрузить страничку становится привычным обрядовым действием для многих из нас, не так ли?

Прочитать оригинал поста блогера contentout с комментариями читателей его блога можно здесь.