Posted 16 августа 2012,, 20:06

Published 16 августа 2012,, 20:06

Modified 31 марта, 23:54

Updated 31 марта, 23:54

Диалоги о P…

16 августа 2012, 20:06
«Дело Pussy Riot» несомненно войдет в историю – и уже вне зависимости от приговора. Российское политическое руководство, позвав в компанию церковное, загнало себя в ситуацию, в шахматах называющуюся «цугцванг». Это когда ходы есть, но любой ведет к поражению.

Суд над панк-феминисками из группы с неоднозначным названием напоминает пьесу Ив Инслер (там, правда, были монологи) - но, в отличие от нашумевшего произведения, не слишком талантливо написанную и поставленную. Зато «дело Pussy Riot» несомненно войдет в историю – и уже вне зависимости от приговора.

Прежде всего, стоит сразу понять, что суть этого дела (как бы кто ни относился к подсудимым и их поступку) – противостояние светской и церковной российской власти с организованной группой, намерено и расчетливо плюнувшей этим властям в лицо. Рассказы про независимость российской судебной системы наши «тандемократы» пусть оставят для западных правозащитников. Очевидно, что будь эта система действительно независимой – участницы Pussy Riot не оставались бы за решеткой ни минуты.

Не надо быть юристом, чтобы понять: никакого уголовного преступления подсудимые не совершили. Более того, формально они даже не нарушили православных канонов! Не заходили в алтарь, не оскверняли иконы, не произносили антихристианских лозунгов. Более того, в храме они находились с покрытой головой, как и положено женщинам. То, что это была шапка с прорезями, так называемая «балаклава» - ну так форма головного убора нигде не оговаривается. Как, впрочем, и форма обращения к Господу и святым: при входе в храм, как правило, не написано, можно ли во время сотворения молитвы петь и плясать, прихожане просто поступают, как им подсказывает воспитание. Те, кого мы нынче почитаем как «юродивых» и «блаженных», в церквях, случалось, и не такое откалывали! Но даже если и были нарушены какие-то тайные церковные правила (ибо явные, как уже было сказано, обычно указаны на дверях – и ни одного из них, повторюсь, наши персонажи не нарушили), то при чем здесь власти и суд светского государства?

Может, дело в самой молитве? Может, если бы они пели не «Богородица, Путина прогони», а «Богородица, Путина защити», то их бы не обвинили в кощунстве, будь они хоть в голом виде? Кстати, о голом виде. Есть довольно известная украинская группа Femen, участницы которой предпочитают все свои акции проводить топлесс. Ну, что можно сказать? Иногда это красиво, иногда – не очень. Но публику в любом случае эпатирует. Одна из таких гологрудых девиц в киевском аэропорту Борисполь бросилась на патриарха нашего Кирилла. При этом на груди вышеупомянутой фемины было написано, ни много ни мало, «Kill Kirill», что вообще при желании можно было приравнять к покушению на убийство. Девицу, естественно, задержали. Впаяли положенные 15 суток. Сейчас она уже на свободе – наверное, рисует на груди что-нибудь новенькое…

Двое самых умных и красивых мужчин России – Никита Михалков и Владимир Путин – не сговариваясь, высказали мысль о том, что неплохо бы Pussy Riot выступить в мечети или синагоге. Вот там бы, дескать, им показали! Так вот, выступили те же Femen (в обычном своем наряде, разумеется) у центральной мечети города Стамбула. Показали. И им показали – задержали и выслали из Турции, запретив въезд туда на целый год. Строго, конечно. Вообразите: украинским девушкам – год без Турции… И вот турецкий суд вошел в положение, пересмотрел дело и отменил этот жесткий запрет: теперь они снова могут радовать добрых стамбульцев своей обнаженной красотой.

Я это к чему – ни о каком тюремном заключении для Femen речь не шла ни после стамбульского инцидента, ни после бориспольского. Конечно, мечети и синагоги бывают разные. Где-то могут и камнями побить. Но в этих двух случаях речь идет о светском государстве. Возможно, в племени Мумбо-Юмбо за неуважение к духам предков людей принято съедать. Но почему Россия должна брать с мумбоюмбовцев пример?!

Теперь, когда читатель набрался справедливого яду, перейдем к другой точке зрения. Была ли акция так называемой «панк-группы» сознательно запланированной провокацией? Несомненно. Против церкви Божьей и против помазанника Божьего, за которого у нас традиционно почитается любой царь, будь он хоть Андропов, хоть Черненко. И как же на эту провокацию отреагировали церковь и помазанник? Да как обычно. Разбежались и с восторгом прыгнули на заботливо предложенные грабли. Самым умным было не обращать особого внимания. Возможно, впаять «панкушкам» пресловутые пятнадцать суток, широко всю эту историю не афишируя. Но иерархи нащи решили показать миру, кто в доме хозяин. Показали. Теперь будут отмываться не месяц и не год: к вражеским граблям по-настоящему талантливые люди всегда добавят свои, чтоб мало не показалось.

Зачем они привлекли именно Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич?! Одна из них вообще не успела принять участие в акции, только собиралась. Между тем, на видео запечатлены еще несколько участниц мероприятия. Нешто не удалось их установить? В жизни не поверю. У следствия есть методы (в том числе, кстати, и законные), позволяющие вычислить всех участников панк-группы. Но получается, что судят трех первых попавшихся? Возможно. Как пел Владимир Высоцкий, «чтобы впредь неповадно другим».

Сама идея неотвратимости наказания подразумевает и такую трактовку: тюремное заключение применяется не только для исправления осужденного, но и как пример для оставшихся на свободе. Ребята/девчата, так делать нельзя! Но и здесь наша многомудрая власть не преуспела, ибо все «несогласные» поняли: как раз так и можно! Мы с изумлением наблюдаем, как Pussy Riot поддерживают западные и отечественные музыканты, актеры, поэты… За суровый приговор же ратуют какие-то непонятные персонажи, из которых широкой публике известны лишь два-три человека. Ну, объективно дела обстоят таким образом: можно обожать Ваенгу и ненавидеть Стругацкого, но разница в степени известности тех, кто «за», и тех, кто «против», налицо. И нет сомнений, что в случае реального заключения – на год ли, на два или на все три – «панкушки» будут обласканы всеми средствами массовой информации и за рубежом, и в России, получат невиданный PR (кстати, аббревиатура Pussy Riot – случайно ли?) и выйдут из тюрьмы победительницами. А в случае условного заключения власть тем самым заявит даже не о своей слабости, а о неспособности к осмысленным последовательным действиям.

В общем, в очередной раз российское политическое руководство, для разнообразия позвав в компанию церковное, загнало себя в ситуацию, в шахматах называющуюся «цугцванг». Это когда ходы есть, но любой ведет к поражению. Выход в общем-то есть, подскажу его бесплатно: суд приговаривает нарушительниц порядка к небольшому сроку заключения, через пару дней Патриарх посещает их в узилище (ну, как Папа Римский покушавшегося на него Али Агджу – красиво!) и, проведя душеспасительную беседу, обращается к президенту с просьбой о помиловании. Президент милует. Все рады: власть силу показала, церковь – милосердие, молодые женщины воссоединились с детьми, а у кого их нет – с родными, друзьями и близкими.

Думаете, догадаются? Я вот решительно не верю. Так что запасаемся попкорном и продолжаем смотреть «Диалоги о P…».

Дмитрий Полевцев