Posted 24 ноября 2012,, 12:32

Published 24 ноября 2012,, 12:32

Modified 31 марта, 22:20

Updated 31 марта, 22:20

Картонные ястребы эпохи постмодерна

24 ноября 2012, 12:32
Пелевин хорошо описал генерацию политиков нулевых. Но мало кто так похож на его героев, как вице-премьер Дмитрий Рогозин. Риторика этого человека имеет с реальной политикой РФ мало общего. И лучше всего это видно по Приднестровью.

Пелевин, которому на днях стукнуло 50, хорошо описал генерацию политиков нулевых. Но мало кто так похож на его героев, как вице-премьер Дмитрий Рогозин. Воинственная риторика этого человека не просто имеет с реальной политикой РФ мало общего - они прямо противоположны. И лучше всего это видно по его деятельности на посту спецпредставителя президента по Приднестровью.

Как синефил, я лично не имею ничего против Рогозина. Мне даже кажется, он был бы идеальным президентом России в эпоху тотальной симуляции, которая продолжается уже 13 лет, несмотря на кричащую необходимость что-то действительно делать. Кто играет роль первого лица в государстве, при таком раскладе совершенно не важно. Но желательно все-таки отзеркаливать общественный запрос на сильную руку. Рогозину удавалось это уже как минимум два раза: в 1996-м, когда он с Лебедем симулировал «Конгресс русских общин», и в 2004-м, когда он практически в одиночку симулировал «Родину». Это ведь большое искусство: погрозить возмездием НАТО или поерничать над фамилией Гозман, не перейдя грань. Конечно, до Путина ему далеко, однако «уши мертвого осла» продаются все хуже, и это обстоятельство делает Рогозина очень перспективным политиком.

Но симулировать защиту Приднестровья, где вполне возможна новая война, довольно опасно (если конечно, ты не принадлежишь к числу ее разжигателей). А между тем, Дмитрий Олегович именно этим и занят.

Его визиты в Кишинев и Тирасполь сопровождаются имперским шумом, с каким, наверное, посетил бы Бессарабию сам Иосиф Сталин после пакта Молотова-Риббентропа. В апреле 2012 года спецпред Путина и его свита надавали массу авансов и обещаний. Было заявлено о качественном усилении российской миротворческой группировки. О невозможности вывода из Приднестровья российских войск и вывоза вооружений. О восстановлении эскадрильи боевых вертолетов ВВС России. Уже после визита звучали обещания предоставить Приднестровью 3 млрд рублей помощи. Говорилось об открытии постоянного офиса Рогозина в Тирасполе.

Не будем упрекать Дмитрия Олеговича в том, что эти обещания повисли в воздухе – некоторые вещи требуют времени. Но в таком взрывоопасном регионе людям (гражданам России, между прочим) нужна ясность и видение перспективы. А Рогозин в ходе своего второго визита в Кишинев и Тирасполь 16-17 ноября не упомянул ни один из этих пунктов ни словом.

Кишиневская миссия Рогозина успехом не увенчалась, да и в чем заключалась ее цель, не вполне ясно. Вроде бы, речь шла о том, что РФ хочет открыть консульство в Тирасполе. Но публичная отповедь Рогозина румынам, которых «не касается» вопрос открытия генконсульства РФ в Тирасполе, также не говорит ни о готовности, ни о желании Москвы его открыть. Купить согласие Кишинева гарантиями доступа молдавского вина на российский рынок тоже не удалось: все политики Молдовы высказались против консульства в ПМР, а перечить им Рогозин не стал.

Цель приднестровской миссии вице-премьера ясна еще меньше. Содержание ноябрьских переговоров Рогозина с президентом ПМР Евгением Шевчуком, чья беспрецедентно закрытая команда прославилась позорной сдачей позиций Приднестровья под видом «тактики малых шагов», осталось неизвестным. На их совместную пресс-конференцию в Бендерах были допущены лишь подконтрольные СМИ, не задававшие неудобных вопросов.

Фраза Дмитрия Олеговича о том, что "здесь находится не партизанский отряд, а формирования Вооруженных сил Российской Федерации, которые проходят через реформу, обновление, поэтому это обновление коснется и нашего вооруженного контингента, поддерживающего мир и безопасность, а также обеспечивает сохранность вооружений и военной специальной техники", - также не говорит о планах Москвы ровным счетом ничего.

Но шила в мешке не утаишь. В Тирасполе Рогозин заявил, что концепцию развития региона по просьбе Шевчука напишет «достаточно известный российский экономист Владимир Мау» - один из главных идеологов гайдаровской «шоковой терапии» и ближайший сподвижник Анатолия Чубайса. Занавес.

Итак, что же в сухом остатке? Разрешение Молдовы открыть второе генконсульство РФ в молдавском городе Бельцы, но никак не в Тирасполе. И обещание Рогозина выслать в подмогу подозрительному г-ну Шевчуку одиозного г-на Мау. Собственно, все. Что они будут делать там вместе, Шевчук и Мау? Обрушат на республику, вдобавок к экономической блокаде, еще и шоковую терапию - на радость Молдове, Румынии и Западу?

Автору этих строк, жившему в 90-х в Севастополе, повезло лично наблюдать эволюцию суррогатных новорусских ястребов. Сначала к нам приехал Владимир Жириновский и грозился расстрелять местного гаишника. Потом пришел поезд с ряжеными бандеровцами из УНА-УНСО под руководством Дмитрия Корчинского, скандировавшими: «Крим буде украiньським, або безлюдним!». Потом была война в Приднестровье, и я по просьбе крымчан звонил генералу Лебедю выразить поддержку. «Мы не нуждаемся в поддержке!», - прозвучал в трубке скрипучий басок. Меня это чересчур "генеральское", показное самодурство насторожило уже тогда. Затем с адвокатом Борисом Кузнецовым пожаловал молодой Рогозин, поддержать в суде Российскую общину от лица КРО.

Теперь на угрозы Жириновского никто не обратит внимания, даже если тот возопит, что испил крови младенцев. Корчинского давно принимают как шоумена, чьи «боевики» за деньги украсят любой корпоратив. Покойный Лебедь помог Чубайсу переизбрать Ельцина, за что был одарен губернаторством. Его бывший зам Михаил Бергман стал полпредом Шевчука в Москве - и выступает за ликвидацию (!) Приднестровья. Кузнецов был заподозрен в госизмене и попросил убежища в США. А Рогозин все больше напоминает другого советского мажора, Олега Тягнибока, который обещает «не снимать с ветки» москалей и коммуняк с очаровательной улыбкой, будто речь идет о кукольном театре.

Так оно, без сомнения, и есть. "Рогозин: Интеллектуалы России не дадут поставить Приднестровье на колени", "Рогозин: Россия горячо дышит в затылок душителям Приднестровья", "Рогозин: Молдавии не хватает желания быть целостной". Замечательно, но пока все это лишь грозное надувание щек, причем в расчете на российского телезрителя. Предъявите дела, г-н вице-премьер. А если делать их мешает отсутствие общих границ России с Приднестровьем и невозможность догвориться с Украиной о военном транзите - то, может, не стоит корчить империю из страны, которая таковой не является? Зачем обманывать людей, которых вы бросили - пусть бегут из Приднестровья, куда глаза глядят, пока румыны их там не перебили. Россия же всех бросает. Всех и везде, не так ли?

Мое личное предположение: Рогозин - это Чубайс. Это просто еще одно имя Чубайса. That’s how Chubays looks now. Об этом говорит многое. И то, что Рогозин начинал вместе с Лебедем. И слив патриотического электората в 2004-м. И то, что, если верить г-ну Гозману, патриот Рогозин тогда просил денег именно в РАО ЕЭС. И тот факт, что Молдавская ГРЭС, расположенная в Приднестровье и продающая энергию за рубеж, принадлежит Интер РАО. Слить докучливую, убыточную государственность Приднестровья и легализовать его активы в ЕС - не в этом ли состоит реальный план собственников? Дай бог, чтобы я ошибался.

«Сама нынешняя российская система построена на имитационном ресурсе, - заметила еще в 2002 году эксперт Московского центра Карнеги Лилия Шевцова. - Все является в конечном итоге имитацией: имитация парламента, федерации, многопартийности, оппозиции и даже имитация силы. Все, что власть производит, это суррогат. Причина — нет ни желания, ни возможности окончательно решить вопрос, в какую игру мы играем: в либеральную демократию либо нечто иное. Если из этой политической солянки не выйти, рано или поздно мы увидим имитацию президентства».

Лилия Федоровна немного ошиблась: мы видим имитацию России.

Виктор Ядуха