Posted 18 декабря 2012,, 10:22

Published 18 декабря 2012,, 10:22

Modified 31 марта, 21:57

Updated 31 марта, 21:57

Жизнь на волоске

18 декабря 2012, 10:22
В мире становится все более популярен новый вид благотворительности - люди срезают волосы ради париков для больных детей. Россияне не готовы к этому: у нас пока только-только набирает обороты мода на помощь тем, что находится на грани жизни и смерти.

Недавно я случайно натолкнулась на блог одной девушки, которая не назвала своего имени, зато в подробностях описала, как она сходила в парикмахерскую. И это не история из женского журнала типа «в этом сезоне модно носить удлиненное каре». Девушка обрезала волосы, чтобы поделиться своей красотой с маленькими пациентами онкологических клиник, которые лишились волос вследствие процедуры химиотерапии. Ее коса была положена в конверт и отправлена в Лондон. Там из нее сделают парик, который будет бесплатно отдан какому-нибудь больному ребенку.

О таком способе благотворительности в России известно очень мало, хотя в Европе и Америке подобные организации существуют уже давно. Вряд ли стоит специально пояснять, что парик для больного ребенка – это способ вести нормальный образ жизни: посещать школу, общаться со сверстниками, не боясь при этом любопытных взглядов и насмешек. Чаще всего дети просят парики, похожие на те волосы, которые у них когда-то были: кудрявые хотят иметь кудри, темноволосые - волосы такого же оттенка. Поэтому во всех уголках мира люди жертвуют больным детям свои волосы, которые отправляются в руки к мастерам, чтобы те рассортировали их по оттенкам, длине и структуре и сделали из них детские парики.

Нередко жертвователями становятся такие же дети, например, восьмилетняя Оливия Пикап полтора года растила волосы, чтобы потом обрезать их и сдать в фонд, а девятилетней Люси Смит даже пришлось получать разрешение в школе, чтобы обрезать волосы (в школе Люси девочкам запрещено носить короткие стрижки). Причем Люси побрилась налысо.

Год назад весь мир содрогнулся от новости о гибели девочки, «которая умела любить». Рейчел Бэквис прозвали так за то, что к своим девяти годам девочка уже активно занималась благотворительностью: на протяжении нескольких лет несколько раз отращивала и состригала волосы, чтобы сдать их в фонд. В 2011 году она узнала о том, что в Африке миллионы людей погибают от нехватки воды, и вместо подарка на свое девятилетие попросила родителей и друзей пожертвовать деньги на строительство колодцев в африканских странах… Но 23 июля 2011 года в США случилась крупная авария, в которой столкнулись 13 автомобилей. Единственной жертвой этого ДТП стала Рейчел. К тому моменту девочке удалось собрать всего $220 из запланированных 300. Узнав о гибели девочки, за несколько месяцев 31 тыс. человек со всего мира пожертвовало около $1,2 млн на открытый ею счет. По подсчетам благотворительной организации Charity Water, Рейчел спасла вместо намеченных 15 (именно столько человек можно обеспечить водой за 300 $) около 60 тыс. жизней. И даже после смерти, Рейчел спасла еще одного ребенка, который нуждался в донорских органах…

В конце ноября израильская организация по сбору волос для больных детей «Зихрон Менахем» проводила акцию «Твои волосы – их улыбки». Более чем в ста парикмахерских в эти дни бесплатно стригли людей, желающих отдать свои волосы на парики. Хотя акция проводилась на территории Израиля, гражданин любой страны мог отправить срезанные волосы по адресу этой организации Zichron Menachem, P.O.B. 16383, Jerusalem 91163 Israel. Жительница Екатеринбурга, девочка по имени Рухама (фамилия ее неизвестна) сдала волосы, и через несколько дней ей пришел из Израиля конверт с сертификатом и благодарственным письмом, где говорилось, как важна помощь Рухамы больному ребенку.

Лондонская организация, о которой упоминалось в начале, называется Little Princess Trust. Она была основана в июне 2005 году родителями Ханны Тарпли, которая умерла от рака в возрасте пяти лет. На сегодня эта организация помогла уже 1000 человек и продолжает свою работу.

В Европе таких организаций - множество: WigsForKids, Locks of Love, Pantene Beautiful Lengths, Children with hair loss, Childhood leukemia foundation... Получается, благотворительность – это иногда не так сложно, иногда это не требует больших временных и денежных затрат, это не удовольствие для богатых. Я поняла это, читая комментарии под блогом девушки, которая сходила в парикмахерскую. Люди писали: «Прошлой зимой побрилась налысо. А волосы просто выкинула. Даже и не знала, что можно отправить кому-то». Или - «Как же не вовремя я увидела вашу статью! Не так давно я сильно укоротила волосы, могла бы по вашему примеру пожертвовать их».

Как ни старалась, я так и не смогла найти информации о том, что такие благотворительные организации есть в России. Вот что сказала мне исполнительный директор РОО «Дети и родители против рака» Катерина Киселева, к которой я обратилась с вопросом: «Я не знаю ни одной такой организации в России. Чтобы они существовали, кому-то это должно быть нужно. А у нас пока даже с лечением детей дела обстоят не очень – тем более с их последующей реабилитацией! Общественные организации стараются помочь детям, которым грозит непосредственная опасность…

Впрочем за последние десять лет, по моим наблюдениям, общая ситуация достаточно пренебрежительного отношения к больным людям, инвалидам стала меняться в лучшую сторону: благотворители жертвуют деньги, молодежь помогает волонтерством. Если еще недавно люди, например, окружающие меня, говорить не хотели о том, чем я занимаюсь, отмечая, что это очень тяжелая работа, а дети все равно умирают, то сегодня они стали понимать всю важность нашей деятельности. К сожалению, до сих пор существует определенный уровень недоверия общества к благотворительным акциям. Но это результат того, что многие благотворители, жертвуя деньги, не проверяют, куда конкретно они их жертвуют. На таких историях некоторые неплохо наживаются. А встретившись с обманом раз, человек, естественно, разочаруется и больше не захочет помогать. Поэтому если вам хочется помочь, лучше обращаться в проверенные фонды и больницы, где находится тот или иной больной ребенок и где вам предоставят всю интересующую вас информацию. В целом, работа идет, собираются неплохие деньги, и мы стараемся помочь каждому больному ребенку».

Получается, мы в России еще не доросли до того, чтобы помогать не только тем больным, кто находится на грани жизни и смерти, но и тем, кому требуется социальная реабилитация. В России приходится бороться за то, чтобы ребенок просто выжил. Деньги собираются, общественные организации функционируют, но средств часто хватает (и то не всегда!) только на проведение операций и закупку лекарств. Кроме общественных организаций, этим просто некому заниматься. Если бы государство полностью финансировало лечение больных детей, то, возможно, усилия различных фондов пошли бы на создание нормальных условий для адаптации больных детей к нормальной жизни. Но увы. Сегодня это не так.

Поэтому тем, кто в России, допустим, захочет подарить свои волосы больному ребенку, пока что следует обращаться в один из филиалов иностранных благотворительных организаций…

Евгения Прокопьева, студентка СПбГУ