Posted 11 февраля 2013,, 13:44

Published 11 февраля 2013,, 13:44

Modified 31 марта, 20:59

Updated 31 марта, 20:59

К вопросу о национальности зла

11 февраля 2013, 13:44
Александр Желенин
Так вышло, что выражение «межнациональные отношения» стало чуть ли не синонимом словосочетания «межнациональные конфликты». А вот о проявлениях дружбы и сотрудничества представителей разных национальностей найти что-либо в прессе очень сложно.

Возможно, именно по этой причине Совет по межнациональным отношениям при президенте РФ предложил создать специальное агентство, которое будет заниматься формированием положительного информационного фона вокруг межнациональных отношений (подробнее читайте здесь).

Дело важное. Особенно в свете расследуемого сейчас громкого дела об убийстве 8-летней Василисы из Набережных Челнов неким выходцем из Узбекистана. То, что он гражданин именно Узбекистана акцентируется практически во всех публикациях.

Как нужно освещать межнациональные отношения вообще и, в частности, такие преступления?

В свое время правозащитники долго и упорно объясняли журналистам и политикам, что у преступности нет национальности. Вроде бы с этим согласились, и фразы типа «в разбойном нападении принимали участие грузин, чеченец, местный безработный и шофер» в СМИ сейчас уже почти не употребляются. Зато подчеркивание национального района или гражданства правонарушителя — это сколько угодно.

Причем, если преступление совершил, скажем, выходец с Северного Кавказа, но русский или украинец по национальности, то упоминание региона, не говоря уж о национальности, сразу же исчезает — это уже никому не интересно.

Нужны ли какие-то критерии в освещении таких преступлений, как убийство Василисы из Набережных Челнов? Представляется, что да.

Очевидно, что когда речь идет о таком преступлении, то моральная (она же эмоциональная) оценка вполне уместна. Убийство и изнасилование маленького ребенка гнусно, мерзко, подло, и так далее, через запятую... Журналист, как любой нормальный человек, имеет право на такую реакцию.

Вопрос лишь в том, насколько серьезна доказательная база, представленная на суд общественности (в данном случае, похоже, преступник именно тот, кого обвиняет в этом преступлении следствие), в подаче темы и выводах.

В наших СМИ обычно проблемы со вторым и третьим. Недопустимым, на наш взгляд, является акцентирование не только национальной принадлежности, но и его регионального происхождения, особенно если речь идет о национальном регионе или национальной республике.

Согласимся, что выражение «преступник (или подозреваемый) родом из Рязанской области или с Урала» в России звучит совершенно нейтрально. Мало ли кто может жить в Рязанской области или на Урале?

Выражение же «преступник родом с Кавказа» или «выходец из Узбекистана» имеет совсем другую окраску и несет совсем другую эмоциональную нагрузку.

Не надо быть провидцем, чтобы предсказать, какую волну и какие призывы вызовет постоянное акцентирование узбекского происхождения убийцы девочки из Набережных Челнов: «все они такие», «они только за этим сюда и едут» и так далее.

В такой атмосфере заявление о том, что абсолютное большинство мигрантов - люди законопослушные, выглядит святотатством. Хотя, на самом деле, такое заявление соответствует действительности. По данным главы ФМС Константина Ромодановского, которыми он некоторое время назад поделился со СМИ, мигранты совершают всего 3,5% преступлений от их общего количества, «причем треть из них - это использование заведомо подложных документов», то есть правонарушения, не связанные с насилием в отношении личности.

Понятно, что маму Василисы эта статистика не утешит, но не думаю, что ее утешат и призывы выгнать всех мигрантов из России.

Слова, которые мы произносим, а в особенности пишем для широкой публики - ой как имеют значение. Одни из них могут разъяснить ситуацию, а другие запутать и не дать увидеть очевидное.

А очевидное даже в этой трагедии заключается в том, что, по большому счету, в этом преступлении, каким бы страшным оно не было, нет никаких «межнациональных отношений». Он ведь убил ее не потому, что малышка была русской, и не потому, что он - узбек.

«Нет ни эллина, ни иудея» - эти слова апостола Павла подходят и для этой трагедии, в которой есть просто преступник и его беззащитная жертва. Благо, преступник уже изобличен и наказание, скорее всего, понесет максимально возможное.

Об этом и надо говорить. И говорить правильными словами.

Александр Желенин