Posted 12 февраля 2013,, 06:00

Published 12 февраля 2013,, 06:00

Modified 30 января, 13:53

Updated 30 января, 13:53

Куда дует ветер перемен

12 февраля 2013, 06:00
За минувший год Приднестровье сильно изменилось. Выросли тарифы и влияние Молдовы. Зачистка "бывших" сопровождается амнистией уголовников. Госдолжности занимают молодые феи и противники суверенитета республики. Население разбегается.

За год президентства Евгения Шевчука Приднестровье сильно изменилось. Выросли тарифы и влияние Молдовы. Репрессии против "бывших" сопровождаются амнистией уголовников. Государственные должности занимают юные феи и старые враги суверенитета ПМР. Население разбегается.

Люстрация

В начале 2012 года по приказу новой власти взята под стражу одна из виднейших фигур смирновской администрации: бывшая председатель Правления «Приднестровского Республиканского банка» (ПРБ) Оксана Ионова. Вскоре за решеткой оказался бывший генеральный директор «Приднестровской железной дороги» Сергей Марцинко. Затем возникло уголовное дело против экс-министра государственной безопасности ПМР генерала Владимира Антюфеева. Прокуратура ПМР, еще обладавшая в первой половине 2012 года необходимыми полномочиями для надзора за соблюдением закона, не нашла оснований для преследования бывшего чиновника, который, кстати, уехал из ПМР после того, как у двери его квартиры в ночь с 23 на 24 января прошлого года была взорвана граната. Подрывники найдены не были.

Вскоре полномочия прокуратуры были урезаны, а прокурор сменился. Затем, при президенте был сохдан Следственный Комитет с практически неограниченными полномочиями, которых достаточно для утверждения режима личной власти первого лица. Против Антюфеева было возбуждено новое уголовное дело, а в январе 2013 года он был объявлен в розыск.

Расследуется также «дело» бывшего министра здравоохранения и социальной защиты Ивана Ткаченко, который также находится вне Приднестровья. Периодически вбрасывается информация о подготовке дела против экс-главы МИД Владимира Ястребчака. Возможно, этим дело не ограничится.

По мнению экспертов, таким образом новая правящая группа пытается застраховать себя от возвращения прежней элиты. Конечными целями кампании могут быть показания на первого президента ПМР и основателя государства Игоря Смирнова. А системная дискредитация прежней внутренней и внешней политики позволит отречься от нее и продолжить уступки Молдове и Западу в рамках политики «малых шагов», ведущейся с начала 2012 года.

Кроме того, кампания против «бывших» может отвлечь население от провалов новой власти.

Большой передел

В течение 2012 года ситуация в экономике ПМР резко осложнилась. Выросли цены и тарифы на коммунальные услуги. Приднестровцы стали платить в среднем на 35% больше за свои квартиры. За 2012 год количество инвестиций в приднестровскую экономику сократилось вдвое по сравнению с последним «смирновским» 2011-м. Число патентщиков сократилось на 40% - это значит, что люди или бегут из ПМР, или просто не желают работать из-за налогового пресса, который резко усилился. За прошедший год ПМР покинуло от 40 до 50 тыс человек – рекорд за все время существования республики.

Президент Шевчук и полностью контролируемый им премьер-министр Петр Степанов потребовали от парламента повысить для предприятий тарифы на газ на 68%. Доводы о том, что это будет означать гибель заводов и фабрик, были отвергнуты. Решено также сократить до 25% бюджетников. Экономисты и социологи пытались доказать, что это приведет к отъезду из ПМР тысяч работников, которые вкалывают за небольшую зарплату. К ним не прислушались. Из ПМР за прошедший год выехало от 40 до 50 тысяч человек – рекордная за всё время существования республики цифра.

Верховный Совет с 68%-м повышением тарифов на газ не согласился - депутаты приняли бюджет на 2013 год с повышением тарифов на 17%. В ответ премьер Степанов отозвал уже приятный бюджет, а президент издал указ №827 «О временном порядке финансирования бюджетных расходов в 2013 году». В нем исполнительная власть повысила газовые тарифы на те самые 68%, поставив под удар не только промышленность, но и малый бизнес, который стал отказываться от отопления офисов.

Одновременно в контролируемых президентом государственных СМИ усилилась кампания за роспуск ВС ПМР.

Со второй половины 2012 года в ПМР наблюдается коренной передел собственности. В собственность государства отбираются работающие предприятия – и это в то время, когда у республики нет денег для помощи промышленности, а есть только бюджет с дефицитом в 70% (по состоянию на 2012 год).

Бенефициаром национализации в таких условиях может оказаться Молдова, чей контроль над экономикой ПМР при Шевчуке постоянно растет. Так, под лозунгом «повышения прозрачности в экономике» в республике была развернута борьба с оффшорами. Однако экономические агенты, которые ведут свою деятельность в Приднестровье, вынуждены работать через оффшоры, поскольку на Западе блокируются сделки, где фигурирует «приднестровский след». Таким образом борьба за прозрачность позволяет Молдове поставить под контроль внешнеэкономическую деятельность ПМР. Практически одновременно Кишинев начал штрафовать предприятия, которые ввозят грузы с Украины без молдовских разрешений. Молдова фактически включила «Приднестровскую железную дорогу» в систему «Молдавской железной дороги»; таможенники РМ после соглашения новой власти с Кишиневом (март 2012 года) расположились в двух приднестровских городах – Бендерах и Рыбнице.

«Она незаконная»

В прошлом году на встрече с председателем ПАСЕ Жаном-Клодом Миньоном Евгений Шевчук, цитируемый агентством «Инфотаг», заявил, что «Приднестровье - неотъемлемая часть европейского континента». Это уловила радиостанция «Голос России», которая еще 30 декабря 2011 года, в день инаугурации Шевчука сообщила: «Формально сейчас он декларирует те же цели и задачи, что и его предшественник. Но это будут уже совсем другие методы. На смену несгибаемому упрямству приходит формат политической коммерции, которая в том числе предполагает компромиссы. В Молдове Шевчуку сдержанно, но пока порадовались. Хотя понятно, что, прежде всего потому, что это уже не Смирнов».

В марте 2012 года президент Шевчук помиловал бывшего сотрудника МГБ ПМР Михаила Ротаря, который 18 апреля 2011 года был осужден на 18 лет за передачу служебного телефонного справочника сотрудникам спецслужб Молдовы. Сам Шевчук выразил следующее отношение к происходящему в социальных сетях: «За телефонный справочник условно, 18 лет многовато, часть доказательств, повторяю, очень сомнительны».

Ясно, что экс-министр Антюфеев не разделял такие подходы. Зато, окрыленный позицией президента ПМР, его представитель Михаил Бергман 31 августа 2012 года в интервью «Московскому комсомольцу» поставил вопрос о реабилитации группы террористов во главе с Илие Илашку, совершившей ряд убийств в ПМР во время войны 1992 года. По мнению Бергмана, «дело Илашку» было полностью сфабриковано Приднестровьем. К самой республике ее госслужащий выразил свое отношение следующими словами: она «незаконная», да к тому же и «дестабилизирующий фактор в жизни не только этого региона, но целого ряда стран (России, Молдовы, Украины, Румынии, Грузии)».

Все это рождает вопрос: а какова в этой связи позиция самого президента ПМР?

Румынские патриоты Приднестровья

На этом фоне любопытна кадровая политика президента Шевчука. Представлять особу президента в Москве назначен откровенный противник государственности ПМР Михаил Бергман, органы госбезопасности вместо опального генерала Антюфеева поручены слесарю по специальности Владиславу Финагину. Министрами нередко становятся молодые девушки, не прошедшие никаких управленческих ступеней и не имеющие элементарного опыта. На пост главы МИД ПМР в январе 2012 года пришла близкая к новому лидеру Нина Штански, никогда не работавшая в сфере дипломатии. Именно она стала проводить политику «малых шагов» в отношениях с Кишиневом, что выразилось в односторонних уступках Тирасполя. Последнее назначение: руководителем «Спецзеленстроя» Бендер и городских парков стала 23-летняя девушка. Она, если судить по фото, весьма недурна собой.

Тем временем на государственные посты в ПМР стали назначаться прорумынские националисты. В обращении общественных организаций Дубоссар говорится: назначенный главой администрации местного микрорайона Лунга Иван Кожухарь являлся в 90-х «противником создания ПМР. Вместе со своими сподвижниками он в свое время активно противодействовал проведению референдума и выборов председателя сельского совета вместо молдавского примара. Иван Кожухарь был одним из организаторов прорумынски настроенной толпы, пытавшейся осенью 1991 года ликвидировать пост гвардейцев и казаков». Он угрожал, что «вернется с молдавским триколором на «белом коне… Всю войну 1992 года он провел на правом берегу, в Республике Молдова».

На этом фоне обвинения в адрес членов смирновской команде выглядят несколько экзотично. Так, арестованной Оксане Ионовой, как сообщали СМИ, инкриминируют «отсутствие аппарата для упаковки монет и неправильное расходование средств на ремонт автопарка». Генерал Антюфеев, по версии новой власти, воровал примерно так же: «Человеку, который фактически службу не проходил, ежемесячно начислялась заработная плата… и передавалась лично Владимиру Антюфееву». Это было названо «хищением в особо крупном размере».

По мнению многих аналитиков и рядовых граждан, с задачей объединить общественно-политические силы ПМР для вывода республики из кризиса власть не справилась. Сторонники Молдовы в целом поддерживают Шевчука. Дальнейшее усугубление положения республики выгодно только официальному Кишиневу и его союзникам.

В этой связи любопытны некоторые действия новой власти. В декабре 2012-январе 2013 годов, одновременно с люстрацией в отношении старой команды, президент ПМР выпустил из тюрьмы ряд уголовных авторитетов. Сообщения СМИ на эту тему вызвали скандал в республике. Появилась версия, что целью тех, кто подал идею выпустить бандитов, была организация с их помощью расправы над оппонентами.