Posted 28 февраля 2013,, 09:30

Published 28 февраля 2013,, 09:30

Modified 31 марта, 20:35

Updated 31 марта, 20:35

Церковь, общество и Сталин

28 февраля 2013, 09:30
Дмитрий Губин
Построена стена. И по одну сторону – мы: образованные, милосердные, терпимые, толерантные. А по другую – они: темные, жестокие, нетерпимые, давители и глушители. И это представление очень опасно. По простой причине: оно неверно.

Скандалы, связанные с иерархами РПЦ; их упорное нежелание объяснить православную точку зрения на взрывающие общество темы; отъем церковью общественной недвижимости; общий тон церковной риторики - все это возводит стену между официальной церковью и теми, кто относит себя к думающей публике.

Не сегодня началось.

И в перестройку образованный прихожанин, находя в церковной лавке антисемитскую литературу, но не находя книг о. Александра Меня, досадливо отмахивался: «Я прихожу в церковь Христову, а не в церковь попову». Не замечая, что переиначивает спасительное советское: «Я беспартийный коммунист». Правда, тогда была надежда, что «советские попы» исчезнут и появятся новые, просвещенные. Мень был еще жив. Общество «Открытое христианство» развивалось. Ректор Ленинградских духовных академии и семинарии Владимир Сорокин вел программы на телевидении.

Сегодня просвета не видно.

Среди моих знакомых православных нет таких, для кого предстатели РПЦ, от патриарха до о. Всеволода Чаплина (так жарко и жалко оправдывающего запросы земной власти законом небесным!), были бы авторитетны. Будучи воцерквленными, они не критикуют священство, обрывая разговор неизменным: «Дима, отдельные люди и православие – это не одно и то же!» А если и прислушиваются, то не к иерархам, а к о. Андрею Кураеву – православному миссионеру, однажды признавшему, что патриархия его скорее терпит, чем одобряет. Кураев для них – такой Эренбург или Познер, разрешенный диссидент, которого еще не успели прихлопнуть запретом на публичные выступления, как прихлопнули петербургского священника о. Георгия Митрофанова.

Про атеистов и агностиков вообще молчу. Для них вся православная церковь – сборище мракобесов, поклонников автократии, душащих науку, искусство и мысль, загоняющих страну в "средневековье" ради своей власти и всего, что с властью связано.

То, что представление об РПЦ как об оплоте мракобесия невероятно популярно, доказывает эксперимент, проведенный Андреем Кураевым в своем ЖЖ. 6 февраля о. Андрей перепечатал облетевшую Рунет новость следующего содержания: «Группа православных активистов намерена собрать 100 тысяч подписей, чтобы запретить в российских школах и университетах преподавание астрономии. По их мнению, современные данные, собранные наукой, могут нанести вред укреплению православной веры... Наиболее радикальные подписанты призывают к закрытию обсерваторий и планетариев, а также запрету на продажи в РФ телескопов с кратностью увеличения более 40».

«Кто поверил этому фейку - тот дурак, - написал Кураев. - Это касается и тех журналистов, что всерьез звонили мне за комментариями».

А фейку поверили. Потому что после православных казаков, срывающих спектакли и выставки, после реальной «двушечки» Pussy Riot и потенциальной «пятерочки» за оскорбление чувств верующих, после открытия кафедры теологии в МИФИ и идеи создать факультет теологии в СПГУ - начинаешь верить. И если я услышу, что «православные активисты» потребовали запретить ношение мини-юбок – тоже поверю. И вы, если услышите про разгром хоругвеносцами гей-клуба, – поверите тоже.

А вот если мы услышим от Всеволода Чаплина, что либерализм есть прекрасный злак, проросший из зерна христианства, то решим, что настало 1 апреля. Хотя именно такова либеральная идея.

Потому что, повторяю, построена стена. И по одну сторону – мы: образованные, милосердные, терпимые, толерантные. А по другую – они: темные, жестокие, нетерпимые, давители и глушители.

И это представление очень опасно. По простой причине: оно неверно. В доказательство давайте проведем еще эксперимент.

Ответьте с ходу: как русская церковь относится к Сталину? Она его осуждает или к нему внутренне тяготеет, не решаясь пока восхвалять открыто?

Ну вот, так и знал!

Ведь мы же люди просвещенные! И про икону Матроны Московской, благословляющей Сталина, слыхали (священнику на икону попеняли, но в службе не запретили). И намотали на ус слова Всеволода Чаплина о том, что в Сталине «было хорошее и было плохое» (отлично, о. Всеволод! А как насчет Гитлера? Ведь автобаны строил! Германию поднял с колен!). И еще мы запомнили, что Всемирный русский народный собор поддержал идею переименовать Волгоград в Сталинград. И узнали, что главой ВРНС является лично патриарх Кирилл.

А вот теперь, когда эксперимент завершен, и сомнений нет, я рекомендую заглянуть на сайт «Православие и мир», на который сам захожу, чтобы почитать о. Федора Людоговского, Майю Кучерскую и того же Кураева.

Посмотрите, что пишут о Сталине на этом сайте.

Протоирей Сергей Правдолюбов: «Страшно почитание Сталина как единственного средства сохранить страну… Понятное дело, я не могу назвать священника, который искренне говорит о величии Сталина, опытным духовником».

Протоирей Кирилл Каледа: «Прославление новомучеников говорит об однозначно отрицательном отношении Церкви к Сталину… Ответственность за то, что мы оказались под Сталинградом — в первую очередь лежит на Сталине».

На сайте выложена и блестящая статья историка Игоря Курляндского, детально, шаг за шагом, расследующая появление фальшивки (опубликованной в 1999-м в «Нашем Современнике» и много раз перепечатанной), что Сталин-де еще до войны стал проводить политику сближения государства с церковью. Курляндский ловит фальсификаторов за руку на взятых с потолка номерах ленинских «указаний» и сталинских «постановлений Политбюро»: я искренне рекомендую этот текст.

И – ни одного слова в оправдание «вождя народов».

Существование «Правмира» показывает, что современное православие вовсе не монолитно, оно не все окостенело и мракобесно. В нем бурлит жизнь, сходная с жизнью столетней давности, когда публицистическая троица Соловьев-Розанов-Бердяев позволяла себе писать такое, что оторопь вызывает до сих пор. Только тогда формой выражения были статьи, книги и дискуссии – а сегодня все ушло в Интернет. Представление же о кондовости православия складывается благодаря центральным каналам ТВ, на которых иных православных, кроме проникновенных вещателей прогосударственных благоглупостей, не покажут.

И еще одна вещь – чтобы уж добить просвещенный круг, уверенный, что с «этим государством» и с «этой церковью» «все ясно».

Главой попечительского совета «Православие и мир» является Владимир Мединский. Да, тот самый Мединский – министр культуры, стяжавший в либеральном кругу славу законченного циника, угодившего в силки государства соловья автократии. Как видите, как минимум все неоднозначно даже с Мединским.

Собственно, к уходу от однозначности и призываю.

Дмитрий Губин, «Огонек»-Ъ