Posted 20 марта 2013,, 18:10

Published 20 марта 2013,, 18:10

Modified 31 марта, 20:11

Updated 31 марта, 20:11

Магнитский вопрос

20 марта 2013, 18:10
Значит, слушайте внимательно. Мы выяснили, что никто в смерти Магнитского не виновен. Вот не виновен и все. Не было такого события преступления. Точка. Поэтому ни о каком суде тут и речи быть не может. А судить будем Браудера и самого Магнитского.

Поскольку вчера, наконец, «магнитский вопрос» был решен в нашей стране окончательно и крайне успешно, что я торжественно отметил, некоторые читатели попросили меня немного освежить их память относительно всей этой увлекательной истории.

Из уважения к святой для меня человеческой лености и понимая, что многие реально не имеют достаточно сил и времени для самостоятельно изучения большого количества часто довольно специфического материала, просьбу эту по мере своих скромных сил постараюсь исполнить.

Но сначала всё-таки настоятельно попрошу внимательно прочесть или перечитать мой предыдущий текст на эту тему, где я, посвятив не один год изучению навороченных сюжетов, намеренно примитивно и схематично обозначил основные этапы на тот момент произошедшего. И только затем начинать читать следующие мои чисто субъективные соображения.

Уильям Браудер занялся в России бизнесом ещё в середине девяностых. На самом деле совершенно не имеет значения каким, и мы это ещё далее неоднократно повторим и разъясним почему, но на всякий случай для общего развития можно буквально в нескольких словах весьма примерно пояснить.

Там, «у них», это называется «гринмейлерство». Интересующиеся подробности этого почтенного занятия могут легко выяснить сами, общедоступной литературы на данную тему предостаточно. Но совсем коротко – покупает организация или человек за копейки несколько акций крупной компании, получает таким образом гордое звание «миноритария» и начинает этой самой компании морочить голову. Есть такой даже почти научный термин – «кошмарить». Веселится и одновременно извлекает из этого процесса определенную финансовую выгоду.

Сразу оговоримся, что занятие изначально на грани фола. В этом деле между законными требованиями и уголовно преследуемым шантажом перегородки тончайшие. Почему и требуется очень серьезное юридическое обеспечение, что бы успешно на весах Фемиды балансировать. Но это, опять повторю, «у них». У нас, естественно, всё это осложняется ещё и отечественной спецификой. И потому, что те самые «права миноритариев» не столь жестко прописаны и, что важнее, нет серьезной традиции их уважения и защиты, и, что вообще самое главное, вся наша система подразумевает главенство отнюдь не юридического, а административного и силового ресурсов.

А если учитывать, что «гринмейлерскими» играми Браудер занялся даже не с кем-то, пусть и очень крупным, но хоть относительно второстепенным, а с такими монстрами, как Газпром, Сбербанк, РАО ЕЭС и подобными, то вообще не очень понятно, кто позволил запустить эту щуку в речку со столь сладкими карасями. И у Браудера даже сначала что-то неплохо получалось, но потом, то ли караси оказались слишком недремлющими, то ли нарушилось взаимопонимание с другими щуками, то ли ещё что, столь же не имеющее сейчас для нас никакого значения, короче, начались у Браудера неприятности. Принялись его немножко «прессовать».

Действительно по нашим понятиям «немножко». Ни о каких там кровавых ужасах поначалу даже речь не шла. Ну, просто во время одного из обысков по делу какой-то второстепенной, принадлежавшей Браудеру через третьи руки конторы, изъяли уставные документы и печати трех других фирм из этой же системы. Не украли, не стащили тайком, а совершенно официально и законно забрали с составлением всех соответствующих бумаг, что, собственно никто никогда из наших правоохранителей и не оспаривал.

Никто тогда особо и не дернулся, в «войнушках» подобного рода такое происшествие – дело более чем обычное. И вдруг через некоторое время, по совершенно нелепой случайности, из-за разгильдяйства какой-то секретарши, отправившей не те бумажки не по тому адресу, люди Браудера, а потом и он сам, узнают, что эти три фирмы, во-первых, уже им не принадлежат, а во-вторых продолжают какую-то там деятельность, вполне возможно, что и стремную. И Браудер дает указание одной из обслуживающих его фонд аудиторских вспомогательных фирм «разобраться с таможней». И там уже конкретное задание получает отнюдь не самый ключевой или особо влиятельный юрист, а просто рядовой исполнитель Сергей Леонидович Магнитский.

Терпеть не могу нагружать текст и пользоваться для помощи в его понимании какими-то визуальными эффектами, но так уж и быть, для особо одаренных отойду здесь от своих правил и займусь этим не самым умным делом. Правда, для пущей наглядности в этом месте лучше всего было бы провести длинную жирную черту, но я ограничусь всё-таки просто выделением некоторых слов. Так вот, начиная с данного момента, читатель может вовсе забыть о том, чем в России занимался Уильям Браудер и его фонд Hermitage Capital Management. И вообще кто это такой и что это такое.

Потому, что ко всему происходившему далее они абсолютно никакого отношения не имели. И дело даже не в том, что щуку эту заморскую из нашей речки выдавили, и она еле успела ускользнуть в свои далекие родные водохранилища. А дело в том, что вне зависимости от этого и вообще от чего бы то ни было, последующие события происходили полностью автономно и на совершенно ином поле.

Аудитор Магнитский довольно быстро и легко выясняет две простейшие вещи. Во-первых, за то время, пока изъятые уставные документы трех фактически принадлежавших Браудеру фирм, оформленных на подконтрольных ему лиц, лежали «арестованными» у следователей, фирмы эти оказались якобы перепроданы или ещё каким-то, неважно каким, но, несомненно, незаконным, образом перешли в собственность совсем других людей. И, во-вторых, новыми владельцами совершаются определенные действия и операции, явно свидетельствующие для профессионала, что готовится некая финансовая афера.

Вот тут единственный вопрос, ответ на который мы никогда не узнаем, поскольку дать его мог только покойный. Зачем, собственно, он полез дальше, будучи, в общем-то, достаточно опытным человеком на четвертом десятке и не в Америке родившемся? Способов плюнуть и отойти в сторону было множество. А уж переложить ответственность на кого-то из вышестоящих - ещё больше. К тому же было очевидно, что сам по себе этот факт наглой кражи, в общем-то, совершенно технических и подсобных фирм, у которых не было никаких активов, и малейшего вреда Браудеру нанести не может. И уж во всяком случае, легко было подстраховаться даже от каких-то будущих чисто теоретических неприятностей десятками простых и надежных чисто формальных способов. Но что тут гадать. Чужая душа – потемки. Человека уже нет. А факт остается фактом – со своими великими открытиями Магнитский пошел к следователям.

Всё дальнейшее предельно подробно описано Сергеем Соколовым. Не вижу никакого смысла пересказывать. А для совсем ленивых могу только кратко прокомментировать.

Многие шибко эмоциональные и впечатлительные журналисты, в том числе и уже упомянутый мною глубокоуважаемый без малейшего сарказма Сергей Михайлович, называли эту мошенническую финансовую схему «гениальной». Но тут видимо просто на них слишком сильное воздействие произвела сумма похищенного. Однако, исходя из неё, можно говорить лишь о повышенном уровне наглости, сама же по себе схема не только не носит малейших следов гениальности, но и вовсе примитивно тупа до предела. Дай в руки любому коммерсанту самого низшего уровня хоть с каким-то опытом работы в нашей стране, ну, типа меня, например, несколько, по сути, к тому моменту уже «липовых» фирм и такие завязки в налоговой, и такое силовое и административное прикрытие, и он за неделю с легкостью осуществит десяток подобных «гениальных» схем воровства денег из бюджета.

Так что, там ребята на самом деле особо не заморачивались. «Группа лиц», полный состав которой нам, конечно, никогда известен не станет, но судить о нем мы можем хотя бы приблизительно по нынче уже пресловутому «списку Магнитского», грабила бюджет крайне незатейливым способом. Брала фирмы описанного типа «липовости», оформляла на них возврат НДС за фиктивные операции, изготавливала поддельные документы, получала через налоговиков бабки и их обналичивала или угоняла из страны. Тоже мне бином Ньютона. Когда все, кто должен документы составлять, их проверять, выяснять подлинность, давать распоряжения о выплате денег и всё это вместе контролировать являются одной бандой, то провернуть такое дело пару пустяков и несколько часов времени. Да, собственно так оно и происходило. Быстро, легко и без малейшего напрягу.

Четко отслежено по счетам и документам примерно 230 миллионов долларов. Есть серьезные основания считать, что и тут было похищено порядка пятисот, а вообще, эта конкретная афера являлась только маленьким звеном в длинной цепи прочих и вовсе не расследованных. Но для нашей темы это не имеет никакого значения. Поняв, что Магнитский нарыл излишнюю информацию, опасности которой он сам, скорее всего, даже не до конца осознавал, его сначала арестовали, а потом убили как неудобного свидетеля.

Вот тут мы могли бы провести вторую жирную черту, потому как начинается третья и столь же самостоятельная часть Марлезонского балета. Гады капиталисты при всём их зверином индивидуализме и безмерной корысти почему-то вдруг обиделись на то, что убили какого-то их, по сути, далеко не самого крупного клерка. Это не только сам щука-Браудер, но и руководство родственной ему, однако в определенной степени и самостоятельной адвокатской фирмы Firestone Duncan, и просто товарищи по работе Сергея Леонидовича почему-то не смогли воспринять спокойно. В смысле практическом и меркантильном им уже ничего было не нужно. Деньги украли не у них, а из российского бюджета и сложно представить, чтобы эти прожженные иноземные дельцы так уж страдали по поводу сохранности нашего отечественного народного состояния. Более того, это воровство на них даже не пытались повесить, а поначалу просто отмахивались. Мол, чего вы суетесь, вам-то какое дело до всего этого, вас чего, трогают что ли? Так что, раздражающий повод был единственный и у нас мало кому понятный. Просто убили человека.

А они, странный народ, почему-то явных намеков не поняли. И начали копать. И накопали. Принесли нашим правоохранителям полный комплект на блюдечке с голубой каемочкой. Кто сколько и каким образом спер, куда эти бабки и каким способом дел и, соответственно, за что убили Сергея Магнитского. В подарок принесли, мол, нам-то уже ничего не надо, никаких финансовых или любых претензий, расследуйте господа, ведь из вашего же бюджета деньги попятили. И гражданина за это убили, между прочим, тоже вашего, российского, может, вам всё это окажется интересно?

Оказалось совсем не интересно. Расследовать ничего не стали, спустили всё на тормозах, деньги в казну возвращать не стали и успокоились. Год пошел, другой, третий пошел с момента гибели несчастного аудитора…

Ну, а потом, наконец, последовал всем прекрасно известный заключительный аккорд с этим самым «списком». Вот тут уже вызверились наши власти и понесли встречную пургу. Ах, так, не хотите по-хорошему и продолжаете пакостить? Ну, тогда держитесь. Для начала сирот усыновлять не дадим. А ещё всё следственные и судебные действия проведем, раз вы так настаиваете. Пожалуйста. Значит, слушайте внимательно. Мы выяснили, что никто в смерти Магнитского не виновен. Вот не виновен и всё. Не было такого события преступления. Точка. Поэтому ни о каком суде тут и речи быть не может. А судить будем Браудера и самого Магнитского. И докажем, что на самом деле это они настоящие ворюги и ограбили наше родное государство.

Вот, собственно, и вся история. Кстати, то, что докажут, нет никакого сомнения. Вообще никаких проблем. И совершенно никого не волнует, что даже если найдут неопровержимые доказательства того, как Браудер с помощью Магнитского спер весь наш Алмазный фонд вместе с Грановитой палатой, это не будет иметь ровно никакого отношения ни к хищению нашими же родными бандитами денег из российского бюджета при помощи по случаю оказавшихся в их руках документов когда-то принадлежавших Браудеру фирм, ни к убийству в тюрьме Сергея Леонидовича Магнитского. Ну, никак, сколь угодно усердно за уши ни притягивай, не связанные между собой факты и события.

Тут проводим ещё одну, на этот раз уже последнюю жирную черту. А мне же остается только коротко ответить на несколько, как сейчас модно говорить, «часто задаваемых вопросов»

«Браудер поднял всю эту бучу исключительно для отвода глаз, просто чтобы отвлечь внимание от собственных налоговых преступлений в те времена, когда он гринмейлерствовал на российских просторах».

Полная и очевидная чепуха, всё с точностью до «наоборот» и это видно невооруженным глазом. Hermitage ушел полностью с нашего рынка практически лет шесть назад и все эти годы никто Браудеру никаких серьезных претензий не предъявлял. Так, переругивались лениво, ничего более. И постоянно намекали, мол, отстань, не буди зверя. А серьезно за него взялись как раз только сейчас и именно с названной целью, отвлечь внимание так называемым «делом Браудера» от сути вопроса, который к этому «делу» никакого отношения не имеет.

«Всё, что мы знаем об украденных миллионах и всяких виллах на Багамах исходит исключительно от Браудера. А он сам преступник и верить ему нельзя».

Ну, во-первых, это просто неправда. Источников есть ещё великое множество. Хотя достаточно только посмотреть подробнейшее фундаментальное расследование «Новой газеты». И опять же, это не мнение журналистов, это прекрасно документированные работы, проведенные специалистами и основанные по преимуществу на официальных документах наших же силовых структур.

А, во-вторых, даже если бы мы основывались исключительно на материалах, предоставленных Hermitage Capital Management и Firestone Duncan. Какое имеют значение все эти отбрехиванья, типа «сами воры» или «ведут информационную войну»? Вот я, полный подонок и сволочь, после того, как у вас угнали машину, говорю вам, что она стоит в гараже у вашего знакомого по такому-то адресу, более того, ему её точно не подкинули, так как он на ней давно ездит. Вы приходите, видите, что и стоит, и ездит. Но он вам отвечает на претензии, мол, не верь своим глазам, поскольку Васильев подонок и сволочь, а это всё информационная война. Вы это скушаете?

И наконец, самое иногда главное. К вопросу о доверии к информации. «Вот мы ведь не можем сами ничего проверить, так кому же верить, иностранному преступнику Браудеру, своему журналюге Соколову со скандальной репутацией, никому не известному Васильеву или, напротив, уважаемым представителям властей, тем более что мнение их поддерживают такие авторитеты как, например, Максим Кононенко или Катя Гордон?»

А вот это правда. Я же вам не скажу, вот поднимите такие-то счета, или посмотрите такие-то документы, или съездите туда-то и посмотрите сами такую-то виллу. На первое и второе у вас нет возможностей, а на третье или нет денег, или если даже и есть, то совершенно непонятно, зачем вы должны их на это тратить. Могу только заметить, что у Следственного комитета они есть, и деньги, и возможности, но они демонстративно этим не занимаются. Вот и всё. Им официально говорят, вот счет, вот дом. Они же не отвечают столь же официально, мол, посмотрели, счета нет, дома нет. Поскольку не могут, так как и счет, и дом есть, и если они хоть вякнут на эту тему, то сразу получится формально запротоколированное вранье. Потому и гонят всю эту тупую пургу про подлого Браудера, информационные войны и прочий бред. А по делу и сути молчат.

Так что, в неутешительном итоге могу предложить всего два варианта.

Если есть желание понять и разобраться, то вот, пожалуйста, в публичном доступе для этого трудами Hermitage и множества журналистов находится такое количество фактов и документов, как, думаю, мало ещё по какому финансово-уголовному делу в принципе. Причем, повторю, фактов и документов, не только не оспариваемых какими бы то ни было российскими официальными органами, но по большей части и являющихся документами этих самых органов и фактами, ими же зафиксированными. Почитайте всё это и попытайтесь таким образом проверить правдивость моих слов и обоснованность моего мнения.

А если желание другое, объяснить окружающим или, прежде всего, себе, какие америкосы негодяи и мерзавцы, насколько Браудер ворюга, а Магнитский – его жуликоватый подручный, который получил по заслугам, так и в этом нет никаких проблем. Просто с недельку повторяйте это несколько раз подряд перед зеркалом с утра и ещё хотя бы разок для закрепления – на ночь. И будет вам счастье.

Прочитать оригинал поста Александра Васильева с комментариями читателей его блога можно здесь.