Posted 8 апреля 2013,, 11:05

Published 8 апреля 2013,, 11:05

Modified 31 марта, 19:50

Updated 31 марта, 19:50

Кремль сдает партбилеты

8 апреля 2013, 11:05
Иван Преображенский
«Единая Россия», похоже, доживает последние месяцы в статусе партии власти. Руководство страны взяло курс на превращение ОНФ в надпартийную площадку, куда единороссов «загонят» лишь как одну из сил, лояльных Владимиру Путину.

Правящую партию продолжают «списывать со счетов», при этом деньги ее спонсоров обнаруживают на Кипре. Владимир Путин раскрывает немцам «страшную тайну» зарубежного финансирования части российских НКО, а чиновникам окончательно запрещают вести блоги, потому что у них слишком длинные языки. С этими темами были связаны самые интересные слухи, циркулировавшие на минувшей неделе среди российского политического бомонда.

Даже самые активные апологеты «Единой России» в последние недели стали осторожнее высказываться в защиту этой партии. Конфликт думской части ЕР с «Московским комсомольцем» и Павлом Гусевым показал, что Кремль вполне благосклонно относится к заявлениям, уязвляющим единороссов.

Кроме того, подтвердился слух о скором вхождении в «Объединенный народный фронт» (ОНФ) одного из политических конкурентов единороссов - партии «Справедливая Россия». О такой возможности «Росбалт» сообщал еще до того, как сами «эсеры» заговорили о ней публично.

Очевидно, что Кремль действительно строит из ОНФ надпартийную площадку, куда единороссов «загонят» лишь как одну из многочисленных сил, лояльных Владимиру Путину.

Так что о личном формальном лидерстве президента эта партия может забыть – больше, чем на председательство Дмитрия Медведева ей рассчитывать не приходится.

Показательно, что внутриполитическое подразделение администрации президента, состоявшее еще недавно практически исключительно из единороссов, стало фактически беспартийным. Один за другим его сотрудники, пришедшие в Кремль из ЕР, приостановили членство в партии, что, в теории, логично, с учетом того, что они должны оставаться как бы «над схваткой» работая не на какую-то конкретную партию, а на государство в целом.

Последней кто вышел из ЕР, (вслед за первым замглавы АП Вячеславом Володиным, и главой УВП Олегом Морозовым и другими их коллегами), стала Татьяна Воронова, отвечающая в кремлевской администрации за связи с непарламентскими партиями. Она оставалась членом «Единой России» даже в бытность работы в Центризбиркоме, где формально от нее тоже требовалось объективность. Однако в конце марта, как сообщают СМИ, свое членство в «Единой России» Воронова все же приостановила.

После того, как «очистилась» администрация президента, пошли слухи о предстоящей аналогичной процедуре в отношении губернаторского корпуса. Главы регионов также могут начать приобретать «надпартийный статус», входя в ОНФ в персональном качестве. Правда, этот процесс может начаться только ближе к лету.

Пока же единороссам стоит рассмотреть вопрос финансирования их партии. Появившаяся в ярославских СМИ информация о переводе в фонд поддержки партии 55 млн рублей со счета ярославского коммунального предприятия, причем через кипрский банк, вызвала массу негативных публикаций.

ЕР явно надо готовиться к новой атаке, особенно на фоне появления некоего международного объединения журналистов-расследователей, «жертвой» которых пали уже многие политики и бизнесмены, хранящие деньги и собственность в офшорах. Например, жена вице-премьера Шувалова, миллиардер Михаил Фридман и несколько российских парламентариев.

Имело бы смысл усадить партийных бухгалтеров, чтобы они «с лупой» изучили все «приходы и расходы» единороссов, потому что ходят слухи, что именно по оффшорному финансированию «Единой России» и будет нанесен следующий удар ее недоброжелателей.

Что касается самого лидера ОНФ, российского президента Владимира Путина, которому уже фактически присягают на верность «эсеры», а в скором будущем это предстоит и губернаторам, то он на минувшей неделе стал главным ньюсмейкером по теме российских НКО.

В течение приблизительно двух недель все недостаточно, по мнению власти, лояльные российские некоммерческие организации подвергались проверкам. Не обошли сотрудники прокуратуры и других контрольных служб и зарубежные НКО, действующие в России.

Западная пресса называла это «местью за Кипр», власти Евросоюза, отдельно Германии и Франции, а также, разумеется, США, выражали свою озабоченность. Посол США в России Майкл Макфол даже встречался по этому поводу с членами Общественной палаты.

Владимир Путин вначале демонстрировал якобы полную неосведомленность о происходящим и просил уполномоченного по правам человека Владимира Лукина выяснить, что ж это такое делает прокуратура, не обидела ли она кого из «общественников».

Однако в ходе интервью германскому телевидению накануне встречи с канцлером Ангелой Меркель, Владимир Путин неожиданно раскрыл карты. Сомнительно, чтобы оперативные службы смогли так быстро проанализировать, сосчитать и обобщить информацию по всем проведенным проверкам НКО, однако, президент, пользуясь, возможно, информацией из каких-то других источников, рассказал, что 654 российских НКО только за неполные четыре месяца получили из-за рубежа чуть менее одного миллиарда долларов. Таким образом, они злостно нарушили поправки в закон об НКО, обязывающие получателей иностранного финансирования регистрироваться в качестве «иностранных агентов».

Тем самым Путин одним махом положил конец всем слухам, которые возникли вокруг массовых проверок НКО. Стало понятно, что они проводятся по указанию Кремля, весьма вероятно, на основании ранее полученной оперативной информации о поступлении зарубежной финансовой помощи. Так что омбудсмен Владимир Лукин может никакую информацию президенту уже не передавать, раз тот осведомлен о происходящем заметно лучше. Создавать какую-то видимость непредвзятости тоже уже нет никакой надобности.

Чиновникам в ближайшее время вообще лучше помалкивать, а если уж высказываться, то делать это как можно туманнее.

Во-первых, сообщения о скорой отставке действующего правительства по-прежнему активно циркулируют, хотя слухмейкеры все чаще повторяют версию о сохранении в качестве премьера Дмитрия Медведева, которую «Росбалт» еще до Нового года назвал наиболее вероятной.

Во-вторых, в Кремле сочли говорливость чиновников слишком раздражающей. Наиболее умные и опытные бюрократы «уловили сигнал» еще раньше и, как Дмитрий Рогозин или Андрей Исаев, начали массово избавляться от страничек в разных «твиттерах» и «фейсбуках».

Ну а тем, кто не смог самостоятельно уловить ветры, дующие из Кремля, пришлось все объяснять более доступными способами. И, хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков факт запрета на персональное присутствие в блогосфере для чиновников опроверг, можно с уверенностью утверждать, что скоро странички в соцсетях останутся разве что у некоторых депутатов, да у регионального руководства, начиная с губернаторов. «Ляпы» которых придется исправлять уже не сотрудникам администрации президента, а максимум их собственным пресс-службам.

Иван Преображенский