Posted 26 апреля 2013,, 13:29

Published 26 апреля 2013,, 13:29

Modified 30 января, 15:06

Updated 30 января, 15:06

Министр виноват лишь в том, что он - Ливанов

26 апреля 2013, 13:29
Сергей Шелин
Против своей воли глава Минобразования стал вдруг самой упоминаемой общественной фигурой. Его клеймят буквально все, сверху донизу. Но этот факт никак нельзя поставить в вину Дмитрию Ливанову лично.

Против своей воли глава Минобразования стал вдруг самой упоминаемой общественной фигурой. Его клеймят буквально все, сверху донизу. Но этот факт никак нельзя поставить в вину Дмитрию Ливанову лично.

Такую широкую коалицию недовольных, которую сколотил вокруг себя министр образования и науки, я не припомню со времен Чубайса. Формально против Ливанова - только Общероссийский народный фронт, спикер Госдумы Нарышкин, системные думские партии и Российская академия наук. Сверх того, большая часть простых людей, судя по рейтингам, считают его наихудшим министром в нынешнем правительстве, не достойным занимать свой пост. Вопрос о перспективах главы Минобразования даже задали Владимиру Путину во время «прямой линии» с россиянами — в ответ президент заявил, что говорить об отставке преждевременно, и вообще «кадровая чехарда не нужна».

Между тем против Ливанова сейчас разворачивается партия посильнее «Единой России» - а именно, партия чиновных докторов и кандидатов наук, у которой уверенное и несменяемое большинство во всех наших руководящих структурах. За последние 20 лет основная масса людей, состоящих при власти, обзавелась учеными степенями, а Ливанов не то чтобы открыто поставил качество их диссертаций под вопрос, но с какой-то подозрительной снисходительностью прислушивается к разговорам о том, что пора, мол, эти их научные труды как-нибудь проверить. Такое не прощают.

Однако начнем с народа. Народ против Ливанова, потому что тот надумал сократить число получателей дипломов о высшем образовании, ради чего провел по всей стране аттестацию высших учебных заведений, выявляя среди них «неэффективные».

С чисто технократической точки зрения, идея сделать ставку на высококлассные вузы, закрыв остальные, имеет право на обсуждение. В стране избыток людей с дипломами и острая нехватка людей с квалификацией. Но с точки зрения политической, это сущая фантазия.

Хотя ничего подобного и не записано в законах, народ считает всеобщее высшее образование одним из главнейших своих завоеваний, и ни Медведев, ни Путин, ни тем более Ливанов не в состоянии отобрать у народа то, что он твердо считает своим. С таким же успехом они могли бы попытаться осуществить реальную всеобщую воинскую повинность - хотя она в законах и записана, однако всем понятно, что в действительности на службу можно призвать только меньшинство, но никак не большинство военнообязанных. А то будут неприятности.

Впрочем, вернемся к вузам. Мало того, что энтузиаст-министр, не имея ни малейшей политической квалификации, взялся за сугубо политическую, да еще и неисполнимую задачу. Так еще и ведомство, которым он руководит, настолько безграмотно, а проведенная его чиновниками аттестация вузов настолько неадекватна, что это мероприятие озадачило даже самых ярых прогрессистов. Фактический его провал уже признан. Оно заранее было к нему приговорено.

И, наконец, еще об одной провинности Ливанова – войне с Российской академией наук, обличаемой им за неэффективность, утрату прежних профессиональных навыков и превращение в банальную совокупность хозяйствующих субъектов. Осмыслив размах скандала, Ливанов принес потом какие-то извинения, но они, разумеется, не были приняты. Зложелатели министра уверяют, что некогда 33-летний Ливанов, получая за свои научные успехи Золотую медаль РАН, якобы потребовал немедленного наделения себя статусом академика, а, получив отказ, навсегда возненавидел обидчиков.

Так это было, или как-нибудь иначе, но всякий, кто знаком с ситуацией в РАН, понимает, что радикальная реконструкция этого гигантского дезорганизованного учреждения давным-давно назрела и перезрела. Хотя прямолинейные административные схемы, которые хочет внедрить Ливанов, – далеко не самое лучшее, что можно в данном случае придумать. Не говоря уже о том, что публичные грубости в адрес учреждения, которому без малого 300 лет и которое имеет гигантские заслуги перед страной, совершенно неуместны в устах должностного лица, занимающего высокий политический пост.

Подобьем итог. Человек, имеющий осмысленные планы (пускай и только в узкой технократической плоскости); много и упорно работающий, в отличие от собратьев-бюрократов; имеющий редкостную для нашего чиновника привычку прямо, хотя и без должной вежливости, высказывать свои взгляды – именно такой человек не просто подвергается сегодня заслуженной критике за совершенные ошибки, а вообще отвергается как общественное явление. Отвергается буквально всеми, за вычетом небольшого числа тех, у кого похожие корни и жизненный опыт. Эти корни и этот опыт многое объясняют.

Ливанов - выходец из московской потомственной номенклатурной знати. Дедушка – полковник КГБ; отец – крупнейший авиаконструктор, одно время замминистра оборонной промышленности; сам Дмитрий Ливанов – доктор наук в 30 лет и замминистра образования в 38. Его диссертация не нуждается в проверках. Научные работы опубликованы в престижных иностранных изданиях. Он достаточно времени провел на Западе и благодаря этому лишен комплекса неполноценности перед тамошней наукой.

Люди этого происхождения и этого круга считают собственное высокое положение чем-то само собой разумеющимся. Обладая большим объемом знаний, умений, связей и ресурсов, они гораздо меньше страшатся потерять чиновную должность, чем какой-нибудь живущий в вечном напряжении среднестатистический «московский петербуржец». А такие качества, как достоинство и уверенность в себе, легко переходят у них в спесь, апломб и вздорное, но стойкое пренебрежение ко всем, кому не посчастливилось принадлежать к столичной знати.

Эти люди легко становятся прогрессистами, потому что знают внешний мир. И еще легче – технократами, поскольку воображают, что сограждане в подавляющем большинстве недостаточно умны и осведомлены, чтобы понимать, как должна быть переустроена их собственная жизнь. Ну а навыки политических деятелей им нынче получить просто невозможно – и из-за того, что мало знакомы с российскими реалиями, и по той простой причине, что последние полтора десятка лет в стране существует всего одна политическая должность.

Так в чем же винить Ливанова? В том, что он может успешно работать только под ответственным политическим руководством? Но если такого руководства нет, да и вообще работать на будущее и иметь собственные идеи у нас сейчас никому не рекомендуется, то разве Ливанов все это придумал?

Сергей Шелин