Святой удар и визг на пустыре

В разные исторические периоды РПЦ ведет себя по-разному. А так как со времени начала написания Библии накопилось огромное количество разнообразного текстового материала, то теперь для каждого вектора поведения можно с легкостью подобрать подходящие цитаты.

Настоятель храма святителя Митрофана Воронежского протоиерей Дмитрий Смирнов в эфире православного телеканала "Союз" разрешил верующим, согласно заветам Иоанна Златоуста, "освящать руку свою ударом", если кто-нибудь "хулит Владыку Христа" (видео смотрите здесь).

Между тем, цитата из Златоуста уже не раз становилась идеологическим обоснованием хулиганства и погромов, которые устраивали православные фанатики. Люди, не углубляющиеся в христианский канон и историю его создания, могут удивиться: как вообще такое возможно в христианстве — религии "мира и любви"? Ведь это же прямо противоречит учению самого Христа!

На самом деле удивляться тут нечему, если взглянуть на историю церкви. В эпоху, когда писалось Евангелие, христиане были всеми гонимой малочисленной сектой, и появление подобного принципа могло бы для них плохо кончиться. А вот в IV веке, когда и писал тот самый Иоанн Златоуст, Римская империя была уже могущественным христианским государством, и "крушить" несогласных с этим можно было безнаказанно. Поэтому и изменилась столь резко христианская мораль.

В наше время более гуманные верующие могут заявить, что это некое "ошибочное" понимание христианства. Однако труды Златоуста относятся к так называемому Священному преданию, которое считается "божественным" как в православии, так и в католицизме. Так что иллюзий питать не стоит.

Теперь непосредственно о Смирнове. В разные исторические периоды РПЦ ведет себя по-разному. А так как со времени начала написания Библии накопилось огромное количество разнообразного текстового материала, то теперь для каждого вектора поведения можно с легкостью подобрать подходящие цитаты. Я очень сомневаюсь, что эту фразу, к примеру, осмелился бы упоминать публично патриарх Алексий I (годы патриаршества 1945-1970). А вот в последние годы она стала все чаще звучать — сначала в комментариях мракобесов, потом в СМИ, а теперь и из уст представителей РПЦ. 

Но Смирнов не останавливается на простом одобрении этой фразы. Он как бы говорит: мы, конечно, понимаем, что это насилие, и это незаконно (причем запрещено не "гражданским", как он заявляет, а именно уголовным законодательством), но если ты истинный христианин, для тебя это все должно быть второстепенно. А это уже, по сути, оправдание христианского террора. Весь мир возмущается мусульманским терроризмом, старательно пытается отделить "хороших" мусульман от "плохих". Но все уже прописано в каноне, и вопрос только в том, какого проповедника лучше услышит верующий — более осторожного или такого, как Смирнов. Цитаты найдутся в любом случае. Так вот, слова Смирнова "это категорически необходимо!" выглядят как призыв к крестовому походу. Уроки истории тут очень явственно всплывают в памяти.

Отдельно стоит сказать о фразе "никакая власть не будет ссориться со стомиллионным крещеным народом". Во-первых, что за "крещеный народ"? Откуда взялись 100 миллионов? Такие цифры неизвестны даже приблизительно. Но даже если бы и было сто миллионов крещеных, что это меняет? Я тоже был крещен в детстве — как и многие другие. Но крещеные не образуют совершенно никакой общности. А если Смирнов имеет в виду количество прихожан, то это и вовсе смешно. Общее число верующих в России, по материалам, к примеру, международного центра социологических исследований Gallup International Association — 55% населения. Так что Смирнов обманывает или себя, или свою паству, или все общество.

Во-вторых, в том, что он якобы противопоставляет "крещеный народ" светскому государству, есть большая доля лукавства. В сложившемся клерикальном тандеме каждый из игроков занимает свое место. Государство будет всячески потворствовать церкви, пока это не угрожает экономическим и политическим интересам власть имущих. Но вряд ли государство станет в открытую поддерживать РПЦ, если та развяжет террор и начнет давить на власть. А фанатиков, готовых сесть в тюрьму за свои православные убеждения, будет далеко не 100 миллионов и даже не миллион. Думаю, неслучайно такие вещи озвучивает все-таки не патриарх, а именно Смирнов — одна из наиболее одиозных медиа-персон РПЦ, который предлагает всех, кто будет "визжать", отправлять "на пустырь".

Андрей Кораблев, активист тюменского отделения "Союза воинствующих безбожников"