Posted 21 июня 2013,, 10:32

Published 21 июня 2013,, 10:32

Modified 31 марта, 18:34

Updated 31 марта, 18:34

Мы — не рабы?

21 июня 2013, 10:32
Александр Желенин
В искренности доклада Госдепа, обвинившего Россию в недостаточной борьбе с торговлей людьми, безусловно, можно усомниться. Однако вряд ли можно представить себе цивилизованную страну, где полиция возвращала бы рабов их «хозяевам», как это было в столичном районе Гольяново.

Посол США по особым поручениям Луис Сидебака, возглавляющий в Госдепартаменте отдел по борьбе с торговлей людьми, заявил, что Соединенные Штаты могут применить против России, как и против ряда других стран, таких, как Китай, Конго, Алжир и Эритрея, односторонние санкции за то, что они недостаточно активно борются с рабовладением.

В Москве это заявление, естественно, вызвало раздражение. Российский МИД, как и положено в таких случаях, дал достойный отпор геополитическим супостатам. На Смоленской площади заявили, что «подобная политизация вопроса борьбы с торговлей людьми, произвольное «ранжирование» стран на основе политических симпатий или антипатий, составление списков «штрафников» мешают нормальной работе правоохранительных органов наших стран, обмену наилучшим опытом и сотрудничеству между ними».

Особо в этом ответе умиляет то место, где говорится о том, что такие заявления «мешают нормальной работе правоохранительных органов».

Но ведь и вправду, - мешают. Достаточно вспомнить, как в ноябре прошлого года разразился скандал с эксплуатацией (как трудовой, так и сексуальной) рабов и рабынь в продуктовом магазине, расположенном в московском районе Гольяново. Там гражданские активисты вызволили из неволи 12 человек. При этом выяснилось, что некоторым из рабов удавалось бежать и они пытали укрыться в местном полицейском отделении, но стражи порядка всякий раз возвращали их обратно «хозяевам».

Тогда одна из бывших рабынь, Лейла Аширова из Казахстана, находившаяся в таком положении 10 (!) лет, поведала обо всех ужасах рабской жизни правозащитникам. О постоянных избиениях и изнасилованиях, которым подвергались рабы, о том, как работники по поручению хозяйки магазина неоднократно заносили в полицейское отделение различные суммы денег, а сами правоохранители регулярно наведывались в магазин за бесплатными продуктами.

Но даже после всех этих разоблачений, когда вся история получила широкую огласку в СМИ, Преображенский межрайонный прокурор не нашел оснований для возбуждения уголовного дела против рабовладельцев.

Спору нет, при желании можно усомниться в искренности доклада Госдепа, в котором Россия обвиняется в том, что не соответствует критериям правильной борьбы с рабовладением и работорговлей. Вспомнить, что тот же Луис Сидебака не так давно признал, что и в США в этой сфере тоже не все в порядке, что и там случаи рабовладения имеют место быть. Посудачить о геополитической подоплеке угроз введения санкций против России, задать вопрос о том, почему эта тема всплыла именно сейчас, а не лет 10-15 назад, когда превращение мигрантов в рабов носило в России массовый характер. Все это можно сделать.

Однако давайте согласимся, что представить себе ситуацию, когда американские полицейские не раз и не два возвращали бы бежавших под их защиту рабов назад их отнюдь не законным рабовладельцам, и в отношении этих полицейских не началась бы проверка, все-таки сложно.

Так что не будем кривить душой и признаем, что как бы чудовищно, с точки зрения любого порядочного человека, не выглядели бы все перечисленные факты, для наших правоохранителей именно такая практика является «нормальной работой».

И именно эту «норму» отстаивает российский МИД в заочной полемике с Госдепом.

Александр Желенин