Posted 27 июня 2013,, 12:19

Published 27 июня 2013,, 12:19

Modified 30 января, 16:26

Updated 30 января, 16:26

ЕГЭ - фильтр для лохов

27 июня 2013, 12:19
Дмитрий Губин
Задача единого госэкзамена не в том, чтобы отделить дураков от умников. Это проверка на лояльность для середнячков, призванная выявить, насколько каждый из них понимает суть нашего государственного устройства.

Сдан единый госэкзамен, детки подают документы в университеты. Между тем не осталось газеты, радиостанции или телеканала, где бы не обсудили скандал этого года с купленными и списанными, заранее выуженными из Интернета контрольными заданиями по ЕГЭ.

Вот и меня занесло на Первый канал, где в «Свободе и справедливости» депутат и юрист Андрей Макаров все задавал вопрос: «Справедливо ли, что студентами станут не те, кто был честен, а те, кто бесчестен?!». Поскольку это трудно было сделать в программе, на которую приглашены два десятка гостей, отвечу постфактум.

Да, справедливо!

Справедливо, что дети, которые заранее раздобыли материалы ЕГЭ, тем самым получили преимущества перед лошарами, которые самостоятельно, как правила велят, скрипели мозгами.

Как это так?! Да вот так!

Справедливости «вообще» не бывает. ЕГЭ – государственный экзамен, а государственная справедливость, государственный интерес состоят в том, чтобы преимущества при прохождении этого фильтра получали детишки, которые нутром понимают, в чем суть нашего государственного устройства. А она в том, чтобы говорить одно и делать другое; чтобы болтать о модернизации и ничего не менять; чтобы внешне как на Западе, а внутри византийщина, где закон что дышло - куда царь захотит, туда и вышло... Да, понимаю, что на европейский взгляд это не comme il faut, но ведь работает! Вот уже шестой век.

Экзамен на пути из школы в вуз – это первый госфильтр на пути из детей в граждане. Смысл его не в том, чтобы отделить дураков от умников. Дураки, как правило, осаждаются любым фильтром, а умникам фильтр не страшен (с ними государство разберется позже). ЕГЭ – для середнячков. Их он довольно успешно сепарирует на карасей-идеалистов, которые верят, что «жить нужно не по лжи», и циников-прагматиков, для которых все средства хороши, которые в этой системе себя уверенно чувствуют и все силы приложат, чтобы ее сохранить.

Печалиться, что в результате такого отбора упадет качество специалистов – глупость несусветная. Устойчивость российской государственной конструкции зависит не от уровня профессионалов, а от наполнения нефтегазовой трубы. Точно так же, как исход принципиальных судебных дел зависит не от совершенных деяний или квалификации участников процесса, а от того, что заранее решил тот, кто в России имеет право решать.

Да, если встать на формальную точку зрения, то с вузовским образованием сегодня ситуация куда трагичнее, чем в СССР. Потому что раньше было реальное противостояние двух миров, и в тех областях, от которых зависело выживание, нужны были хорошие специалисты. Вот почему в 1960-е по стране прошла волна создания специализированных физматшкол, отбиравших таланты. Выживание зависело от оружия, а создание оружия - от математиков, физиков, химиков, поэтому им государство предоставляло свободу и создавало честную конкурентную среду (что, как побочный эффект, плодило в этой среде диссидентов).

Сейчас выживание зависит от трубы, а для обслуживания трубы Ландау и Сахаровы не нужны. Живущей с нефти России не нужны ни самолето-, ни станкостроители, ни философы, ни генетики, ни историки, ни конструкторы, потому что возни с ними много, результат неочевиден, а за деньги можно купить абсолютно все - и я не только про самолеты со станками, но и про историю с философией (в той части, что касается русской идеи).

Повторяю: мальчик или девочка, сызмальства усвоившие, что для успеха в своей стране нужно надувать щеки, давать щелбан слабому, угождать сильному, подставлять ножку равному, подкупать продажного, продаваться самому, и при этом рассуждать о морали, осеняя себя крестом, славословя Россию и хая Запад – они российскому государству сегодня потребны, они соль соли и якоря якорей в стране, которая настолько боится куда-то плыть, что ее тошнит от одной мысли о раскачивании лодки. А вот дети, верящие в закон, в свободу и справедливость - для государства потенциально опасны, ибо могут упереться в самый неподходящий момент и потребовать справедливости и закона. Специально для таких сейчас устроят показательный процесс по «болотному делу».

Введение ЕГЭ взамен прежней пары выпускных и вступительных экзаменов замечательно тем, что ЕГЭ – импортный, западный инструмент. Он позволяет легко спустить весь пар в бурное обсуждение того, не уничтожает ли этот «мерседес» нашу самобытность, духовность, самостоятельное мышление (в чем мы поднаторели, ежедневно ремонтируя «жигули») и т.д.

То есть уходить от разговора о том, что фильтр отфильтровывает неугодных – и будет фильтровать. Вернешь вместо ЕГЭ экзамены – он заработает точно так же, тормозя середнячков-дурачков и пропуская тех, кто подмаслил школьного учителя или приемную комиссию.

Лучше уж оставить в покое «мерседес»: даже если он никуда не везет, в нем сидеть комфортнее. Однократно сдавая ЕГЭ, школьники-абитуриенты по крайней мере психуют в два раза меньше, чем дважды сдавая экзамены.

Тем более, что от них будущее страны в любом случае не зависит.

Оно зависит от тех, кто платит за нефть и газ, которыми мы живем.

Вот перестанут платить совсем или хотя бы в прежнем объеме – и рухнет вся византийщина, и начнется тогда в Сколково модернизация безо всяких. Ох, и бурные настанут тогда времена! Последние станут первыми – и наоборот.

Но мы в то, что она рухнет, не верим.

Потому что мы же отфильтрованные.