Posted 22 июля 2013,, 18:25

Published 22 июля 2013,, 18:25

Modified 31 марта, 18:07

Updated 31 марта, 18:07

Страна-концлагерь

22 июля 2013, 18:25
Есть странная особенность у заключенных - они большую часть свободного времени проводят, увлеченно, до хрипоты обсуждая лагерную администрацию. Обсуждают вещи, на которые совсем никак не могут повлиять.

Интересно, в России еще попкорн не кончился? Это ж сколько его надо, чтобы осилить все бесконечное число текстов про: это проект Кремля - это не проект Кремля - это они заранее придумали - это они испугались Обамы - это они испугались протестов - это у них раскол элит - это новый замысел олигархов - это они просто идиоты.

Другая линия: он в сговоре - он не в сговоре - он хочет власти - он герой - он говорил "чернож**ые" - он никогда такого не говорил - он еще хуже нынешних - он лучше нынешних - он потворствует толпе - он умеет с людьми разговаривать - он пустышка - он единственная надежда.

Все думала - на что похоже? И вспомнила: у Беттельгейма в "Просвещенном сердце" - книге, в которой он осмысляет свой опыт узника гитлеровских концлагерей, он описывает странную особенность заключенных - они большую часть свободного времени проводят, увлеченно, до хрипоты обсуждая лагерную администрацию. Кто с кем в конфликте, у кого какое сегодня настроение, кто что за человек, у кого какая жена и даже что у них сегодня на обед. Обсуждают вещи, на которые совсем никак не могут повлиять, хотя, казалось бы, в такой отчаянной ситуации, имея так мало времени, чтобы что-то обсудить, стоило бы его тратить на более важные вещи, не так ли? Ну, если не планировать побег, то хоть как-то попытаться улучшить свою жизнь, договориться, скооперироваться? В конце концов, если совсем ничего нельзя сделать, можно вспоминать близких, думать о вечном, стихи читать.

Но так уж устроена виктимность.

Виктимность есть деформированное состояние психики, адаптировавшейся к насилию. Пока насилие вызывает протест, гнев, страх, обиду - это нормально, стресс очень сильный, человеку плохо, но его картина мира остается нормальной и в этой картине все названо своими именами: жертва, агрессор, сам акт насилия, чувства, с ним связанные, последствия и т. д.

В идеале чувства отрабатываются сразу: в противодействии силой или в спасении бегством и обращении за помощью. Если дело оканчивается победой над насильником или получением защиты от "своего", идет разрядка в торжестве или в слезах, и все разрешается без последствий.

В осложненной ситуации, когда драка или побег затруднены или в принципе невозможны (например, реакция горя от потери близкого - не убежишь и не с кем драться, или когда ребенка обижает учитель в школе, а родители не защищают), чувства частично или полностью "замораживаются" и тогда развивается посттравматический синдром с длительными, иногда отложенными во времени реакциями.

И в совсем-совсем плохих случаях, когда насилие длительно и безвыходно, когда нет стратегии избегания (невозможно "вести себя хорошо" и избежать насилия), а витальная зависимость от насильника высока (проще говоря -- никто, кроме него, не накормит), психика, не в силах выдерживать стресс, "сминается", деформируется, она больше не может выносить осознание положения вещей таким, каково оно есть, и, чтобы защититься от непереносимого стресса, меняет саму картину мира, саму систему координат. В которой "бьет -- значит любит ", "бьет - так ему положено, на то и хозяин", "у нас зря не сажают", "а как же нас не бить, мы сами виноваты нечего было кидаться камнями в полицию" и еще множество вариаций.

То есть человек принимает картину насилия как "нормальную", "обоснованную", "неизбежную", следующую из множества совершенно объективных причин, от "папа за меня переживает, потому и бьет" до "мы такой народ, с нами без твердой руки нельзя". Насильника воспринимает как всемогущего, себя -- как абсолютно беспомощного.

Единственное, что он сам может - бесконечно вглядываться в лицо насильника, угадывает его реакции, настроения, помыслы, как ребенок пьющего и бьющего отца по первым шагам на лестнице угадывает, пьяный папа сегодня или не очень, и если пьяный, то по злому типу или по расслабленному.
Единственная мечта - чтобы насильник понял, заметил твои чувства, "услышал". Есть только Старший брат, только Око Саурона, только насильник - и ты, беспомощный и голый перед ним.

Это все дико грустно, и Беттельгейм описывает подробно механизм введения взрослых, в прежней жизни вполне самостоятельных и разумных людей в это состояние. Кто не читал еще, очень рекомендую.

Но конкретно для нас сейчас наиболее грустным является то обстоятельство, что картина мира всегда устойчива. И нормальная картина мира довольно устойчива, нужна очень сильная степень воздействия. чтобы ее покорежить. И искаженная тоже, к сожалению. А может, и больше, потому что чтобы ее изменить, надо не ломать, а строить, а оно всегда сложнее.

Именно в результате устойчивости виктимность упорно воспроизводится в поколениях, хотя период действительно запредельного, виктимообразующего насилия, отделен от нас уже более чем полувеком. Но отрава никуда не делась. Нам по-прежнему достаточно минимальных репрессий, чтобы с криком "это новый 37-й год" в ужасе паковать чемоданы. Мы отзываемся тысячами перепостов и комментов с содержанием "ах, ну почему наши дела так унылы" на любую новость, а эхом идет "здесь ничего никогда", "здесь народ такой" и "здесь всегда так было". Мы по-прежнему уверены, что "у НИХ руки длинные", "у НИХ все продумано и схвачено" и ни один волос не упадет с головы без ИХ ведома. Мы обсуждаем ИХ свары и ИХ настроения, мотивы и планы, искреннее считая, что нам важно это все понимать.

Даже большая часть наших профессиональных борцов, жизнь посвятивших -- вроде бы -- борьбе за свободу, увлечена на самом деле только своими отношениями с НИМИ. Как бы ИМ досадить, как бы ИМ показать, что не боишься. Вокруг никого нет, все остальные -- лишь статисты в этой сцене диалога Героя с Крабом Тираном.

Про всякие "ОНИ нас услышат и поймут", "ОНИ сядут за стол переговоров", "ОНИ разберутся, не может быть, чтобы сажали ни за что", даже писать противно.

Ну, и сюда же вечное ожидание Идеального Лидера, которого мы сначала рассмотрим со всем пристрастием под микроскопом: нет ли изъяна, нет ли подвоха, а потом, так и быть, расслабимся и позволим себя спасти. Очень желательно, чтобы в процессе спасения он умер, как Сахаров, тогда можно будет его боготворить. А то если не умрет, опять же надо будет как-то с ним отношения строить, а мы что, мы ж ничего, от нас не зависит, как ОНИ там решат, так и будет, нам только остается мечтать, что Новый Хозяин будет добрее -- ведь мы так его любили, так верили.

Но мы давно не в концлагере, дорогие мои, это просто фантомные боли. Мы в обычном реальном мире, где Царство Божие, да, как-то еще не построено, и много всякого плохого, но и на всемогущих насильников и беспомощных жертв он не делится, колючей проволокой не обнесен и пулю за шаг в сторону никто не получит (за много шагов -- да, но оно обычное дело в этом лучшем из миров).

Давайте хотя бы начнем осваиваться с той правдой, что НЕ ВАЖНО, чего кто наверху хочет и планирует. Ну, то есть важно, но примерно как погода за окном, с точки зрения вопроса, брать ли зонтик. Наше с вами будущее зависит не от того, является ли Навальный проектом Кремля. Не от того, действует ли Собянин по договоренности с Путиным или сам по себе. Не от того, чего хотят сислибы и чего боятся силовики. Оно зависит ровно от того, что мы позволим или не позволим Кремлю, Навальному, Собянину, сислибам, силовикам, Госдепу, черту лысому. Что мы со своим будущим сделаем.
И лучше бы нам всем перестать стоять, как зевакам, задрав голову вверх и гадая: "чего это они задумали?", а заняться собой и друг другом. По-настоящему интересно сейчас только это: чего МЫ хотим? каковы НАШИ планы, мотивы, страхи, ресурсы? Какие у НАС отношения с собой и друг другом? Как НАМ стать не чьим-то проектом, а самими собой? Нет никого, кроме нас.

Все, что на данный момент этому процессу самоидентификации и сепарации от НИХ помогает - хорошо. Все, что мешает -- плохо. Ирония - хорошо. Паника и уныние - плохо. Избавление от иллюзий - хорошо. Слепое обожание (и слепая ненависть) - плохо. Горизонтальные связи - любые - хорошо. Разделенность - плохо. Реальный и трезвый учет плюсов и минусов - хорошо. Логика "сделайте мне красиво или пошли вон" - плохо. Готовность рисковать, открываться и договариваться - хорошо. Вечная подозрительность и поиски подвоха - плохо. Ставить цели и получать результаты - хорошо. Ныть про "никогда ничего" или грезить про "если бы все рыбы договорились" - плохо. Ну, и так далее.

Шарик белый - шарик черный. Какие перевесят? Мы не знаем. Наше дело - думать, что кладешь на весы.

Прочитать оригинал поста Людмилы Петрановской с комментариями читателей ее блога можно здесь.