Posted 12 августа 2013,, 18:28

Published 12 августа 2013,, 18:28

Modified 30 января, 17:25

Updated 30 января, 17:25

Зачем нужен закадровый смех

12 августа 2013, 18:28
При взгляде на современную телепродукцию возникает мнение, что закадровый смех призван подсказать глупым зрителям моменты, в которые надо смеяться. Однако на самом деле происхождение этого явления на телевидении скорее технологическое.

Очередной странный вопрос замучал - на кой черт нужен закадровый смех на телевидении?

Сама идея подсказывать зрителю, в какой момент надо реагировать, относится вообще к античности. Римский император Нерон театр вообще любил, так же, как и собственные публичные выступления. По его распоряжению в Риме были открыты несколько театров, а труппы актеров привезены из Греции. Но вот когда дело доходило до выступления самого Нерона с очередной речью, дабы не было казусов с неверной реакцией публики, в дело включались легионеры, сопровождавшие императора. Они поддерживали выступление ликующими выкриками, а иногда и овациями.

Светоний говорит о том, что инициатором известного Великого пожара в Риме в 64 году был сам Нерон, и что во дворах видели поджигателей с факелами. Согласно легендам, когда императору донесли о пожаре, он выехал в сторону Рима и наблюдал за огнём с безопасного расстояния. При этом Нерон был одет в театральный костюм, играл на лире и декламировал поэму о гибели Трои. Хотя реальные события, судя по всему, были несколько иными (Тацит, переживший пожар, описывал, что Нерон за свой счет организовал команды для спасения жителей и города, а после пожара сам уделил много внимания разработке норм пожарной безопасности при строительстве), видно что люди власть не любили уже тогда. А значит, и овации от легионеров были так же необходимы, как овации от депутатов при выступлениях нынешних лидеров при отчетах федеральному собранию.

В XVI веке во Франции в театральной среде родилась идея о том, как обеспечить успех постановке. Надо было всего-то распространить часть билетов на спектакль, с условием обязательной активной и позитивной реакции на представление. Постепенно это стало целой индустрией, а профессиональных "хлопальщиков" стали заказывать через специальные агентства. Эта практика существовала до начала XX века.

Немудрено, что при взгляде на современную телепродукцию типа сериалов, возникает мнение, что смех призван подсказать тупым зрителям моменты, в которые надо смеяться. Однако на самом деле происхождение этого явления на ТВ скорее технологическое.

Началось это на радио в 30-х годах прошлого века. В ту пору были весьма популярны комические постановки. Но для радио они записывались в студиях, или даже концертных залах. То есть комик выступал перед зрительным залом, а радиослушатели слушали именно трансляцию такого выступления. Естественно, она содержала в том числе зрительский смех. Телевидение на заре своего создания работало не в записи, а в прямом эфире. Причем первые ситкомы делались при зрительном зале, в котором просто были установлены также и камеры. То есть зрительский смех был действительно именно зрительским хохотом.

Когда технология улучшилась, и появилась возможность делать записи передач, то возникли новые сложности. Во-первых, когда один персонаж говорил что-то смешное, то зритель начинал смеяться, и не мог услышать ответную реплику второго персонажа. То есть банально зрительский смех, в отсутствие пауз для него, накладывался на сюжет. Можно было сделать паузы без звука между репликами, но в таком виде постановка смотрелась нелепо. Во-вторых, маркетологи заметили, что после перехода на новую технологию в записи, исчез "эффект присутствия" который ранее достигался за счет подачи действа в прямом эфире и с зрительской аудиторией в студии. И в-третьих, современные шоу часто делались по традиции при зрительном зале, при этом съемка занимала кучу времени, так как появились "дубли" и снимать одну и ту же сцену надо было по несколько раз. Естественно, зрители не могли в каждом дубле одинаково весело реагировать на шутки...

Пионером закадрового смеха на телевидении стал канал CBS, который нанял звукорежисера Чарли Дугласа для решения возникших проблем. Именно он придумал "выравнивать" реакцию аудитории между дублями записанным смехом. Для того, чтобы это работало, Чарли создал специальную машину. Кстати, у Дугласа с CBS были проблемы из-за этой технологии, канал считал ее своей собственностью, так как Чарли придумал ее во время работы на канал. А вот он полагал ее собственным изобретением, со всеми вытекающими правами на интеллектуальную собственность. Именно CBS протестировал один и тот же фильм - комедию "Герои Хогана" в 1965 году в версиях "со смехом" и "без смеха". Версия без смеха была воспринята аудиторией прохладно, в то время как на версию со смехом были получены очень лестные отзывы. Так что вопрос о том, нужен или не нужен закадровый смех, был снят, вопрос оставался в совершенствовании его технологии. Как поясняли это дело профессионалы: "Смех есть явление социальное - и если в кинотеатре записанный смех совершенно не нужен, так как там смеются с вами другие зрители, то на телевидении он просто необходим!"

В то же время Дуглас зафиксировал свои права на технологию получения закадрового смеха, с помощью специальной машины. С 50-х по 70-е годы он был монополистом в этой теме. Чарли совершенствовал свою машину, научив ее выдавать кроме смеха еще и другие необходимые звуковые реакции "как бы аудитории". Чарли Дуглас сотрудничал со всеми подряд студиями, когда им требовалось провести пост-продакшен их картин. Его монополия была разрушена одним из его же сотрудников Кэрреллом Праттом в 1977 году. Он предложил более технологичное решение для записи звука смеха с использованием магнитных лент.

Технология была проста и показывала очень хорошие результаты. Так что на нее перешло большинство студий, снимающих комедийный контент. Естественно, оставалось меньшинство, которых это дело бесило. В том числе кинофильмы с закадровым смехом очень нервно воспринимались многими актерами театров, которые снимались еще и в кино. Так как они полагали, что в этом деле есть что-то "от Нерона". Сейчас это дело никуда не делось, хотя достаточно часто стал обсуждаться вопрос о том, что студии злоупотребляют этой технологией, чтобы сделать смешными откровенно унылые вещи.

В то же время психологи, изучившие вопрос влияния закадрового смеха на реакцию зрителей, отмечают, что несмотря на то, что "смеяться за компанию" психологически оказывается гораздо проще, в тех случаях, когда студии "перебарщивают" с записанным смехом, у зрителя возникает реакция неуместности и недоумения от включения смеха на не смешном для него эпизоде. Так что закадровый смех позволяет "вытянуть" смех зрителя только в тех случаях, когда эпизод кажется смешным и ему самому. В случае "перегибов" он действует отталкивающе.

Кроме этого психологического эффекта, записанный смех по прежнему используется для "разметки" времени, так, чтобы не допускать наложения реакции зрителей на следующие реплики героев постановки. Плюс и смех, и аплодисменты "по команде" остались важны для телешоу, в съемках которых участвует массовка, где приходится делать массу дублей и без записи и команд обойтись просто невозможно.

Такие дела.

Прочитать оригинал поста Антона Буслова с комментариями читателей его блога можно здесь.