Posted 20 августа 2013,, 12:41

Published 20 августа 2013,, 12:41

Modified 30 января, 17:35

Updated 30 января, 17:35

Индейский коммунизм заменит советский?

20 августа 2013, 12:41
«Революция аборигенов» произошла уже в нескольких странах Латинской Америки: Венесуэле, Боливии, Эквадоре. Причем в каждой из них к власти пришли леворадикальные и откровенно антиамериканские политики.

Как-то в индейском районе Гватемалы я попал в неприятную ситуацию. Когда я сообщил местной школьной учительнице, что я из России, то ее ликованию не было предела. Однако, как только я сказал, что сейчас живу в Америке, ее как подменили: «Вы – предатель. Я люблю Россию, именно, за то, что она не боится Америки. Дай бог здоровья синьору Путину!»

Индейцы-майя не любят американцев. Моего знакомого русского из Литвы двое аборигенов с мачете хотели ограбить на горной дороге. Однако, мой приятель объяснил бандитам, что он не гринго, а «такой же как они». Ему поверили и отпустили с миром.

Антиамериканские сантименты майя объяснимы. 15 лет назад в Гватемале окончилась длившаяся тридцать шесть лет кровопролитная гражданская война, в которой аборигены поддерживали коммунистических повстанцев. Последствия этого противостояния не преодолены и сегодня: вооруженные нападения на автобусы стали здесь почти рутинным явлением, и даже возле киосков с мороженым стоят вооруженные до зубов охранники.

Причиной конфликта послужило то, что в 1951 президент Хакобо Арбенс, придерживающейся левых взглядов, национализировал земли американской компании «Юнайтед Фрут», выплатив ей компенсацию в миллион долларов.

Интересно, что «Юнайтед Фрут» получила в 1931 году эти принадлежащие индейцам земли совершенно бесплатно от диктатора Хорхе Убико. Однако к хорошему привыкают быстро, и американская компания попросила правительство США свергнуть левого президента. Это пожелание было исполнено, а сторонники незадачливого реформатора, пользующегося популярностью у индейцев, ушли партизанить в джунгли. Повстанцы установили отношения с Кубой и СССР.

Во времена СССР я был убежденным антисоветчиком, однако знакомство с историей Латинской Америки, не то, что бы изменило мои взгляды, но заставило посмотреть на проблему и в иной плоскости. Опасаясь прихода к власти коммунистов, а нередко, и просто чтобы обеспечить надежную прибыль американским компаниям, Вашингтон часто поддерживал редкостных негодяев.

Так, например, Америка помогала гаитянскому диктатуру Франсуа Дювалье. Этот милый человек любил лично пытать своих противников. Особенно, он гордился своим изобретением – шкатулкой-человековыжималкой: сжимающимся футляром с прикрепленными кинжалами с внутренней стороны.

Другой друг США - никарагунский диктатор Анастасио Сомоса Гарсио переделал в тюрьму одно из крыльев своего дворца. Все камеры были выполнены в форме гробов, поставленных на попа – в них можно было только стоять. Был в резиденции и зверинец хищников – диктатор любил кормить их мясом своих жертв. Примеры таких американских протеже можно множить. Поэтому не удивительно, что в Латинской Америке были сильны антиамериканские сантименты, и, как следствие этого, симпатии к коммунистам.

Конфликт в Гватемале быстро перерос в этнический: землевладельцы европейского происхождения и ладино (метисы испанцев с индейцами) стали под шумок отбирать земли у нелюбимых ими индейских «дикарей». Борьба с так называемыми коммунистами была поставлена на широкую ногу. «Борцы за свободу и демократию» вырезали целые индейские поселки.

Проблема межрасовых отношений – одна из самых злободневных в Гватемале, впрочем, как и в большинстве других стран региона.

В Латинской Америке есть четкая закономерность - чем шире разрез глаз, чем выше зарплата. Гватемальский средний класс (сплошь ладино) получает в среднем около 1000 долларов США в месяц (с учетом цен это как три тысячи долларов в Москве), тогда как средняя зарплата в Гватемале около 100 долларов. Они вполне европеизированы, и многие из них сносно говорят по-английски.

Про индейцев такого не скажешь. Большая часть их малограмотны и с трудом говорят по-испански. Майя по-прежнему ходят в национальной одежде, спят в убогих однокомнатных жилищах, готовят еду на дровах, и даже обыкновенный мобильник считается среди них роскошью.

Среди индейцев очень много алкоголиков – спящих на улице пьяных можно увидеть гораздо чаще, чем в России. В местных магазинах практикуется такая необычная услуга: за 10 центов здесь дают понюхать опорожненную бутылку текилы.

Хотя формально большинство майя и, католики, в реальности, их вера тесно переплетена с языческими обрядами. Так почти во всех майских церквях можно видеть изображение кукурузы – индейцы считают, что человек произошел из нее.

Некоторые племена майя поклоняются богу Максимон. Этот странный гибрид соединил в себе образы древних богов майя, апостола Петра, евангельского Иуды и покорителя Гватемалы конкистадора Педро де Альварадо.

Статуи Максимона по очереди «опекают» разные семьи. Кукле вставляют в губы сигарету, а рядом с ней ставят бутылочку рома, на ночь Масимона кладут в постель старших дочерей (Педро де Альварадо любил выпить, покурить и женщин). Дом, где стоит Максимон, напомнает таверну люди пьют и закусывают, не стесняясь. Рядом же майский шаман читает заклинание духам. Примечательно, что и изображения даже этого «скандально-карикатурного» бога можно увидеть в некоторых церквях.

Все эти особенности жизни майя вызывают сильное неприятие ладино. Женщину в национальной одежде могут не пустить в ресторан, и даже образованному индейцу труднее получить работу, так как в нем все равно подозревают «замаскированного» дикаря.

Эту дискриминацию и использовали коммунисты во время гражданской войны в Гватемале. США здесь поддерживало ладино, а левые радикалы пытались объединить против них индейцев.

То же самое происходило в 1994 году и в соседней с Гватемалой и заселенной теми же индейцами майя мексиканской провинции Чапас, где левые радикалы подняли восстание против белых латифундистов.

При этом назвать майя убежденными коммунистами, мягко говоря, неверно. Приведу такой пример. Сижу с американцем на пирсе, жду лодки. Рядом две деревенские девушки майя лет 17. Американец начинает с ними болтать. Они спрашивают: " А что это другой гринго все молчит?"
Дальше такой диалог
- А он из России и по-испански не говорит
- Как же так?! Вот, мы, например, майя, а испанский немного знаем. Как же он, когда из своей деревни в город выезжает, с людьми общается? Ведь в городах только по-испански говорят!
- А вы о России слышали?
- Нет
- А о США? (90 процентов туристов оттуда - И.Р.)
- Нет

Конечно, считать таких «эрудитов» убежденными марксистами – просто смешно. Но левые (часто белые) умело используют бедственное положение индейцев, их дискриминацию со стороны потомков колонизаторов для борьбы с «капиталистами». Поскольку США в Латинской Америке традиционно поддерживало правящий класс, сплошь состоящий из потомков колонизаторов, то такая борьба активно сопровождается агрессивной антиамериканской риторикой.

Причем, это характерно не только для Гватемалы и зоны расселения майя в Мексике, но и всех стран Латинской Америке.

Наиболее хрестоматийный пример - Уго Чавес, чья левая и антиамериканская риторика находила поддержку в первую очередь среди коренного населения страны.

Однако, сегодня «революция аборигенов» уже произошла практически во всех «индейских странах» Латинской Америки:Венесуэле, Боливии, Эквадоре, Перу. Причем, может быть за исключением Перу, во всех этих странах к власти пришли ярко выраженные леворадикальные, откровенно антиамериканские политики.

Ситуация начала меняться и в «белых» странах Латинской Америки. Если еще несколько десятков лет назад метисы пытались забыть о своей индейской крови и однозначно ориентировались на систему ценностей бывших метрополий, то сейчас, напротив, принято выпячивать своеобразие коренных народов региона и пытаться сопротивляться американской глобализации. Первой, по этому пути пошла Никарагуа. А потом эта тенденция стала распространяться и на другие страны региона. В результате умеренно левые режимы сегодня установились в Бразилии, Аргентине и Чили.

Ситуация складывается более чем парадоксальная: во времена соперничества с СССР США делали все, и не без успеха, чтобы «коммунистическая зараза» не распространилась в Латинской Америке. Казалось бы, после коллапса Советского Союза Белый Дом мог вздохнуть спокойно. Но неожиданно рассадник левых идей плавно переместился из «обуржуазившейся» России в Латинскую Америку.

Игорь Ротарь, фото автора