Posted 30 августа 2013,, 08:42

Published 30 августа 2013,, 08:42

Modified 31 марта, 17:32

Updated 31 марта, 17:32

Человека может не получиться

30 августа 2013, 08:42
Наши сытые, умненькие, нарядные дети могут рассказать, где они бывали, что изучают, поговорить по-английски, назвать лучшие онлайн-игры. Но им труднее убедить друг друга, рискнуть, стать лидером. Потому что мы отняли у них двор.

Наши сытые, умненькие, нарядные дети могут рассказать, где они бывали, что изучают, поговорить по-английски, назвать лучшие онлайн-игры. Но им труднее убедить друг друга, рискнуть, стать лидером. Потому что мы отняли у них двор.

К написанию этого текста меня подтолкнул день, проведенный с моей выпускницей Анной - ныне хозяйкой первого в моем городе игрового пространства для детей.

Те, кто это сейчас читает, думаю, еще успели побыть детьми двора (улицы, махалли) - того особенного социального пространства, которое было у каждого советского и отчасти постсоветского городского ребенка. «Дик Сенды, Том Сойеры и Д’Артаньяны вновь начинают вечерние игры», - вы наверняка помните, как это было, и как это было важно.

Я уже не застала двора, который описывает Фазиль Искандер, где дети играли в «плащи и кинжалы», индейцев и ковбоев, шпионов и разведчиков. Но у нас была своя социальная иерархия, в которой каждый занимал свое место. Все было иногда сложно, но всегда интересно: строили халабуды, писали и подкладывали письма старушкам-соседкам, выносили бутерброды «на всех», играли в прятки, войнушки, ссорились и объявляли бойкот.

Что было самым важным для ребенка в таком дворе? Пожалуй, то, что это социальное пространство организовывали сами дети. Они учились взаимодействию, нормам общения, групповой работе, решению конфликтов, формировали свои ценности, создавали культуру двора. Cами, методом проб и ошибок. Взрослого в этом мире принципиально не было, он был либо внешним раздражителем (крик отца или матери из окна: «Дамо-о-ой!», «Обедать!», «Иди, хлеба принеси!»), либо тем, кто противопоставлен миру детей – злой дворник, сварливая старушка с первого этажа и т. п. Двором ходили в город, в парк, расширяли свое обжитое пространство. У двора были свои истории, свой язык, свои легенды.

Что было важным для родителей? Думаю, естественная безопасность двора. Ведь никто не боялся нас отпускать «во двор», ограничивалось только время, проведенное там. Наверное, исчезновением безопасности, камерности и закрытости привычного мира можно объяснить исчезновение двора в 90-е, - а вовсе не появлением игровых салонов, видеопрокатов и компьютеров. Двор исчез как место детской независимости от взрослых. Теперь это место, где паркуют автомобили или образцово-показательная площадка, где мамочки выгуливают детей, а жители первых этажей высаживают цветы.

Двор даже стал безопасен (в новых жилых комплексах), но дети в него не вернулись.

К чему это привело? «Мы ведь работаем с социально благополучными детьми, с детьми богатых родителей, - говорит Аня. - Некоторые из них тратят кучу времени на нянечек, детские сады, кружки, но ничто из этого не заменит двора». Не заменит, потому что везде социальная жизнь ребенка упорядочена взрослым, осуществляется через него – воспитателя, руководителя кружка, социального работника, няню.

Даже собирая детей своих знакомых вместе, вы избегаете случайности попадания в эту компанию других - социально, культурно, по возрасту отличных детей. Это все та же теплица. У ребенка катастрофически мало возможностей побыть в коллективе таких же, как он. Побыть настолько долго, чтобы почувствовать восхитительную самостоятельность социального существа; создать свое первое совместное социальное пространство не в 15 лет, а шесть-восемь годков, когда это действительно важно, когда растет и развивается личность.

«А он у нас мультики развивающие смотрит», - с гордостью говорит одна из мам. Ребенок в 5 или 6 лет психологически не способен учиться самостоятельно, с экрана ТВ и компьютера. Нам в этом возрасте отчаянно нужен человек-посредник, о компьютерах я умолчу. Нам нужен человек не только взрослый, но и похожий на нас; тот, с кем можно обсудить мир.

В группе сидит 15 сытых, умненьких, хорошо одетых детей, которые не умеют договариваться, не умеют и не имеют желания организовать сами свой досуг. Не имеют возможности примерить на себя разные социальные роли, рискнуть, стать лидером, научиться убеждать сверстника, развернуть на полную катушку воображение, построить дом из «всего-что-под–рукой» и прожить там все лето.

Они умеют рассказать, где они уже побывали, куда ходят на кружки, поговорить с вами по-английски, назвать основные онлайн-игры или рестораны, куда их водили родители. Только все это монолог. Они славные, образованные и хорошие дети, красивые маргаритки безопасных теплиц. Но человека может не получиться.

Нужно попытаться вернуть двор. Пусть даже искусственно созданный.

Ольга Духнич, психолог