Posted 24 сентября 2013,, 10:34

Published 24 сентября 2013,, 10:34

Modified 31 марта, 17:10

Updated 31 марта, 17:10

Бармалей и школа

24 сентября 2013, 10:34
Сергей Лесков
На минувшей неделе случилось два важных, но полярных события. Был опубликован список 500 лучших школ России и произошел захват школьниками из поселка Молжаниново здания местной управы.

На минувшей неделе в школьной жизни случилось два важных, но полярных события. Был опубликован список 500 лучших школ России, о чем общественности бодро доложила вице-премьер Ольга Голодец. Этот рейтинг составлен по результатам ЕГЭ и выступлений на различных олимпиадах. Столь же бодро вице-премьер Голодец выглядела только раз – когда докладывала о скоропалительной реформе Российской академии наук.

А второе событие – на другом полюсе. Захват школьниками из поселка Молжаниново, который входит в черту Москвы, здания местной управы. Школа №740, как легко догадаться, в список лучших школ не входит. И возникает вопрос: что полнее говорит о качестве образования – уровень лучших школ или состояние худших?

В начале нынешней недели конфликт вокруг школы в Молжаниново удалось погасить. Мэр Москвы Сергей Собянин решил проблему - лично договорился с Московской областью. Нашли школу неподалеку, в которую будут ходить дети из Молжаниново. Перетерпеть надо год, а за это время им вместо старой школы построят новую школу.

Тут бы сказке конец, но мне эта история напомнила поэму о Бармалее:

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать.

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

Поэма Чуковского известна каждому ребенку, но иногда дети вынуждены нарушать строгие предписания. Маленькие дети из поселка Молжаниново направились в учреждение, перед которым блекнет любая Африка. Маленькие дети пошли в местную управу. Проявив отвагу, дети прогнали горилл охранников и захватили страшную управу.

Чего хотели смелые дети? Нет, они не мечтали чесать бегемоту брюхо и не хотели кататься на носороге. Дети хотели, чтобы местные акулы, иначе говоря, чиновники, позволили им ходить в школу и учиться. Всего-то делов! Но чиновники закрыли школу, а маленьких детей хотели отправить за тридевять земель в школу далекого, чуть ближе Африки, Зеленограда.

Школа в Молжаниново, на самом деле, плохая. Нет водоснабжения, нет канализации, здание в аварийном состоянии. Но почему чиновники не построили новое здание, не отремонтировали старое? Кстати, сама управа находится в отличном состоянии. О себе чиновники не забыли. Они никогда о себе не забывают. Вот бы школе отдать здание управы. Но где тогда будет работать власть, хотя зачем детям такая власть?

Вопрос и чиновникам из департамента образования – куда смотрели? Ведь школа №740 пришла в аварийное состояние не вдруг, уже несколько лет стоял вопрос о ее закрытии. Ответ известен. Департамент образования больше озабочен списком лучших школ, чем помощью слабым школам. Причина проста – можно доложить наверх, похвалу снискать и премию получить. А со слабых – как с гуся вода.

Давайте смотреть правде в глаза. Сегодня ни один директор не может поддерживать нормальную работу своей школы на бюджетные средства. Директор школы вертится, как уж на сковородке, добывая деньги из всех мыслимых источников. Иначе – ни ремонта, ни поездок на олимпиады, ни культурных мероприятий. И, если директор школы стал неугоден местной власти, то любого из них можно привлечь и покарать, потому что каждый хороший директор – почти уголовник.

Как произошло сейчас, например, в Челябинске с Александром Поповым, директором знаменитого на всю Россию лицея №31, который занимает третье место в России по количеству победителей на Олимпиадах. В списке 500 лучших школ России среди образовательных учреждений Челябинской области лицей №31 стоит на первом месте.

На защиту своего директора встали его ученики и учителя по всей стране. Весь Челябинск знает, что директор живет, как аскет, в маленькой хрущовке и все силы, все заработки направляет на то, чтобы поправить материальное положение школы. Даже собственные гонорары за репетиторство в школу приносит. И сейчас хотел детей на олимпиаду на Дальний Восток отправить, но попался на глупой и недостойной провокации.

Можно ли найти родителя, который не отстегивал бы деньги на ремонт школы, где учится его ребенок? Если школа хорошая, наверняка каждый отстегивал. Хотя это нарушение закона. Но если не помогать школе, она разрушится, как случилось со школой в Молжаниново.

Попутно возникает вопрос: почему депутаты Государственной думы не ремонтируют здание Думы и не ездят в поездки за свои деньги, а живут безбедно за счет нашего бюджета? На депутатов денег всегда хватает, а для детей бюджет не резиновый

У Пушкина, портрет которого висит в каждой школе, есть слова о бессмысленном и беспощадном русском бунте. Хроника беспорядков и уличных волнений в последнее время говорит, что бессмысленные и беспощадные бунты теперь происходят в Бразилии, в Греции, в Испании. У нас все спокойно, банки не поджигают, витрины не бьют, автобусы не переворачивают.

Русский бунт стал осмысленным. Дети хотят учиться. Ученые хотят заниматься наукой. Это стремление может быть истолковано только на пользу обществу. Однако это стремление наталкивается на преграды, которые сооружают чиновники, живущие в другом измерении. Впрочем, в действиях чиновников имеется своя железная логика. Если не давать детям нормально учиться, они никогда не станут академиками. И жизнь устаканится.

Но кому от этого лучше? Если в стране исчезнут образование и наука, то русский бунт опять станет бессмысленным и беспощадным. Как говорят отличники, Пушкин forever!

Сергей Лесков