Posted 30 сентября 2013,, 19:05

Published 30 сентября 2013,, 19:05

Modified 31 марта, 17:04

Updated 31 марта, 17:04

Трансформация тандема

30 сентября 2013, 19:05
Александр Желенин
Партнерство Владимира Путина и Дмитрия Медведева в последнее время все больше напоминает творческий союз доброго и злого следователей: один играет пугающую роль либерала-реформатора, а другой – приходящего на помощь президента-государственника.

На днях глава российского правительства попытался выступить в роли сразу двух известных героев булгаковского «Мастера и Маргариты». Попытался спрогнозировать будущее. В данном случае, будущее экономики России. Заметим, что его задача сегодня гораздо легче, чем у Воланда или кота Бегемота, для которых, как известно, предсказания тоже были «не биномом Ньютона».

Чтобы понять отнюдь не радужные перспективы развития российской и мировой экономики на ближайшие месяцы и годы, владеть черной магией не обязательно. Достаточно вооружиться выкладками экспертов и рыночных аналитиков, а также проследить динамику происходящих в экономике процессов. После чего становится ясно, что впереди нас ожидают если не полный швах, то уж точно, нелегкие времена.

Выступая на Сочинском инвестиционном форуме, премьер, как известно, дал весьма мрачный прогноз. Причем, с некоторыми выводами Медведева трудно не согласиться. Например, с тем, что существующая сегодня себя модель российской (и не только) экономики себя действительно исчерпала. С какой стороны на нее ни посмотри, хоть с рыночной, хоть с нерыночной.

«Опора на государственный спрос и бюджетные методы поддержки, конъюнктура внешних рынков не могут больше быть единственными источниками устойчивого экономического роста, и мы должны со всей ответственностью признать, что этот потенциал нашей страной исчерпан», - сказал Медведев.

«Подумаешь, бином Ньютона!», - сказал бы на это Бегемот.

Однако следует признать, что модель нынешней российской экономики очертана премьером достаточной точно.

Действительно, основу ее продолжают составлять старые советские предприятия, в основном, военно-промышленного комплекса, производящие устаревшую технику и финансируемые, по преимуществу, из госбюджета, а также экспорт нефти и газа.

А тут еще внешнеэкономическая конъюнктура ни к черту. «Глубина долгового кризиса и падение конкурентоспособности многих европейских государств оказались столь значительны, что, судя по всему, реального устойчивого роста в Европе придется ждать еще несколько лет», - написал Медведев в недавней статье в «Ведомостях».

Между тем, рассчитывая на рост экономики нашего главного внешнеэкономического партнера — Евросоюза (на который приходится более 50% российского экспорта), мы планировали рост ВВП в 2013 году в 3%. Будет же, как сказал глава минэкономразвития Алексей Улюкаев на том же инвестфоруме в Сочи, скорее всего, 1,8%.

А тут, по словам Медведева, еще и «ряд европейских рынков, азиатских рынков, для нас закрылся». В этих условиях правительство вынуждено «искать источники роста внутри страны». Что конечно, «само по себе неплохо».

Проблема в том, что рецепты, которые предлагает Медведев, как выясняется, новизной не блещут. Во-первых, это сокращение госрасходов. «В следующем году мы вынуждены пойти на общее сокращение расходов в объеме до 5% от ранее ожидавшегося уровня», - пишет Медведев в своей статье.

Еще один «оригинальный» рецепт в рамках все той же политики «рыночного фундаментализма» от Медведева. Речь идет о продолжении политики, с одной стороны, разукрупнения, а с другой, государственной поддержки не только крупных, но теперь и мелких банков.

Премьер сетует, что сегодня «56% депозитов граждан и 53% кредитного портфеля экономики в целом» сосредоточены в пяти крупнейших банках России, тогда как почти тысяча (!) российских банков «не имеет возможности полноценно встроиться в систему государственной помощи».

Помнится, пару лет назад Сергей Иванов, занимавший тогда пост вице-премьера, говорил, что в России 400 банков, которые, по сути своей, и не вполне банки, а понятно что... И что для того, чтобы составить реальную конкуренцию европейским и американским банкам их количество стоило бы подсократить, а оставшиеся укрупнить.

Однако, как видим, сегодня выясняется, что и тысячи банков Российской Федерации, видимо, мало.

Точно также не блещет оригинальностью и предложение Медведева по господдержке малого и среднего бизнеса. Все это уже было и не раз. Поддерживали. А толку?

Тем не менее, в ближайшие три года только на поддержку малого и среднего бизнеса в моногородах, по словам Медведева, намечено направить 100 млрд руб. бюджетных средств.

Между тем, по его же сообщению, в 2011-2012 годах на эти цели направлялось 40 млрд руб.

«Поддержку получили порядка 425 тыс. человек, которые заняты в секторе малого и среднего предпринимательства, где было создано порядка 270 тыс. рабочих мест», - сказал премьер.

Почувствуйте эффективность этой меры: один малый предприниматель за два года в среднем создал чуть более... половины рабочего места! Комментарии излишни...

Ну, и главное — россияне должны готовиться к массовой безработице. На правительство рассчитывать больше не стоит: «нужно уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой..., кому-то (и это, может быть, значительная часть населения) придется менять не только место работы, но и профессию, и место жительства», - обещает Медведев.

Иными словами, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Все, правда, зависит от того, кто утопающий. Если рабочие бюджетных предприятий, или увольняемые под соусом «повышения» зарплат и «оптимизации» их численности учителя и медики, тогда будьте инициативны и энергичны, выплывайте сами. А если банки, то, милости просим, госбюджет в вашем распоряжении...

А когда народ начнет роптать (а он начнет, ибо не любит, когда его лишают традиционного государственного патернализма), в телевизоре весь в белом покажется Владимир Владимирович и, выслушав сообщения страждущих о «перегибах на местах», погрозит пальчиком отдельным нерадивым чиновникам. И, может быть, даже снимет Дмитрия Анатольевича, отправив его в суровую ссылку, скажем, на место председателя совета директоров «Газпрома»...

В общем, игра в злого и доброго следователей, то бишь, злого либерала-реформатора премьера и доброго президента-государственника продолжится. Вот только экономическая политика не изменится.

Александр Желенин