Posted 18 октября 2013,, 12:47

Published 18 октября 2013,, 12:47

Modified 31 марта, 16:46

Updated 31 марта, 16:46

Заменит ли Avaaz ООН?

18 октября 2013, 12:47
Алла Ярошинская
Международная глобальная сетевая организации Avaaz в России мало известна. Однако это одна из самых мощных НПО, оказывающих прямое влияние на президентов, правительства и общественное мнение в разных странах.

Международная глобальная сетевая организации Avaaz, что в переводе с нескольких языков означает «слово» или «песня», в России мало известна среди широких масс. Однако это одна из самых мощных глобальных международных неправительственных – что важно – сетевых! - организаций, оказывающих прямое влияние на президентов, правительства и общественное мнение по важнейшим проблемам, связанным с защитой человека.

Как сказано на ее сайте, Avaaz дает возможность миллионам самых разных людей принять участие в разрешении глобальных, региональных и национальных проблем - от коррупции и бедности до конфликтов и изменения климата.

Avaaz - это ярчайший и уникальный пример демократии в действии с помощью онлайн-инструментов. Это позволяет ей организовывать мировые кампании с немыслимыми ранее широтой охвата тем, гибкостью, целенаправленностью и масштабами. В ее команде – почти 26,5 миллиона человек в 194 странах мира. С января 2007-го (года рождения) она провела более 150 млн правозащитных акций по всему миру. Непостижимо!

Впервые я узнала о существовании глобальной сетевой НПО Avaaz после того как разразился скандал в связи с Эдвардом Сноуденом и его откровениями о перлюстрации всех и вся спецслужбами США. Тогда я получила от нее на электронную почту письмо с просьбой подписать петицию в адрес президента Барака Обамы - с протестом против преследования Сноудена государственной машиной США.

И вот недавно в моем почтовом ящике оказался отчет Avaaz о работе. И это было правильное решение – оповестить соучастников виртуальных и иных акций НПО о результатах усилий. Ведь, наверное, получив просьбу о поддержке какой-то инициативы своей подписью (причем, не сетевым ником, а реальной фамилией, с указанием адреса и страны), кто-то мог подумать: да что там значит мое слово? Всеравно ничего в этом мире не изменится. А тому, кто подписал, наверняка хотелось бы знать, что же произошло дальше. Ведь в самых резонансных историях петиции этой глобальной НПО собирают по несколько миллионов подписей.

Оказалось, коэффициент полезного действия зашкаливает все возможные предположения. Вот лишь некоторые из самых последних историй со счастливым концом.

Некоторое время назад мировую печать всколыхнула история 15-летней исламской девочки на Мальдивах, изнасилованной своим отчимом и при этом осужденной судом к избиению в количестве ста ударов - «за блуд». За «грешницу» вступились два миллиона человек со всего мира – столько подписей собрала буквально за несколько дней петиция в адрес президента этой страны Мохаммеда Вахида Хасана в защиту несчастной жертвы отчима и шариатского суда. В результате Высший суд Мальдив отменил наказание жертве двойного насилия.

Однако Avaaz на этом не остановился. Ведь подобные решения судов шариата – это не исключение, а правило на Мальдивах. Практика в этой мусульманской стране. Организация призвала президента и суд наложить мораторий на подобные наказания, чтобы, в конце концов, удалить этот дикий закон из жизни женской половины общества.

Однако за этой несомненной победой интернет-демократии стоит кропотливая работа небольшой команды людей из глобальной НПО. «Прежде всего, - говорит один из ее лидеров Рикен Рейтел, - мы связались с генеральным прокурором и соответствующими министрами, разговаривали с ними в общей сложности несколько часов, убеждая изменить решение. Мы также обратились с письмами по электронной почте на персональный адрес президента страны».

Параллельно с этим были проведены опросы общественного мнения, которые показали мощную поддержку в необходимости реформирования законодательства, чтобы поддержать мусульманских девочек и женщин. Написали и опубликовали также статью со своим мнением в главной национальной газете. Кроме того, обратились к местным ученым, убедив их публично высказаться против подобной дикости с порками.

Но и это еще не все. Правительство получило письма от НПО о том, что если драконовский средневековый закон не будет отменен, то она позаботится о том, чтобы оповестить туристов о диких нравах властей. И это было в десятку: туризм – главная отрасль индустрии Мальдивских островов. Такой баннер, видимо, был последним аргументом для властей. (Ежегодно полмиллиона туристов приносят в казну этого островного государства немалые деньги.)

Ну и, наконец, команда Avaaz высадилась на берег островного государства для личной встречи и прямого давления на официальных лиц.

И так победили. Всем миром. Весь процесс занял несколько месяцев – с февраля этого года до конца сентября.

Ахмед Шахид, бывший министр иностранных дел Мальдивских островов, заявил: «Вклад Avaaz в отмену наказания женщин и девочек поркой был в этой кампании главным. Петиция, подписанная миллионами, посещение страны, опрос общественного мнения и все последующие шаги оказались непреодолимыми».

А вот другой пример из недавнего блицкрига команды НПО. Avaaz собрал почти 2 млн защитников, чтобы остановить власти Танзании, которые начали изгонять племя масаи с его земель, где оно охотится. В конце сентября премьер-министр Танзании вынужден был объявить, что масаи могут оставаться на своей земле.

В этом случае для помощи африканскому бесправному племени был задействован целый ряд различных инструментов давления – в дополнение, разумеется, к самой петиции с многомиллионной поддержкой.

Прежде всего, после обращения аваазовцев в CNN и газету The Guardian команды репортеров направились в Танзанию, к масаи, предъявив эту историю миру. Сама НПО разработала для старейшин племени стратегию кампании по борьбе за свои земли. Завалив письмами министров и президента страны, форсируя дебаты на эту тему в кабинете министров и парламенте. Затем организовали серию жестких публикаций на правах рекламы в местной печати, в которых публично стыдили власть.

Устроили протесты по всему миру перед посольствами Танзании. И, наконец, финансировали поездки старейшин племени масаи в столицу, где организовали акцию «Оккупируй подходы к зданию премьер-министра». Она длилась несколько недель, масаи отказывались уходить, пока, наконец, премьер с ними не встретился для разговора.

« Это полномасштабный конец 20-летней битвы народа масаи за права владеть своими исконными землями», - заключает в письме мне Рикен.

Есть и удивительные примеры влияния на политическую систему стран. «Например, в Бразилии, - пишет Рейтел, - мы буквально в дюймах от победы – здесь будет положен конец теневой практике «тайного голосования» в Конгрессе». Лоббирование с подачи аваазовцев стало мощным толчком – на днях за это проголосовала нижняя палата. И вот сейчас на прямые телефоны сенаторов станут массово звонить избиратели, подвигая их также упразднить систему «тайного голосования». «Конечно, для этого мы используем по всей Бразилии онлайн-инструмент, чтобы прямо призвать их остановить эту коррупцию», - сообщает лидер НПО.

А на днях я получила письмо с просьбой поддержать послание священника из Африки Десмонда Туту – известного в мире борца за права людей, англиканского епископа Кейптаунского и лауреата Нобелевской премии (1984 г.) Как сообщается в нем, «лидеры Судана и Кении, которые организовали террор и посеяли страх в своих странах, могут, по сути, уничтожить замечательную организацию, сделав наш мир более опасным». Речь идет о том, что эти деятели затеяли в Африке кампанию по исключению стран континента из Международного уголовного суда (МУС), занимающегося рассмотрением дел, связанных с преступлениями против человечества. Им это надо, чтобы «обеспечить себе свободу убивать, насиловать и разжигать ненависть без каких-либо последствий».

”Я знаю: вместе мы можем не допустить этого, - пишет Десмонд Туту в письме всем неравнодушным. - Однако мы должны объединиться и призвать Африканский Союз, в первую очередь – Нигерию и Южную Африку, – выступить против и добиться, чтобы люди по всему континенту были защищены юрисдикцией МУС. (…) Когда мы соберем миллион подписей, наша петиция будет передана напрямую конференции Африканского Союза, которая состоится в Аддис-Абебе». Я лично поддержала священника – это правое дело.

Однако Avaaz - это не только петиции и защита с помощью различных механизмов гражданской активности. Несколько недель назад НПО за считанные дни собрала миллион долларов. Чек на эту сумму был передан при личной встрече официальным лицам ООН для стран-доноров, чтобы те организовали детям сирийских беженцев обучение в школах. Эти деньги «принесли» 40 000 аваазовских добровольных помощников.

И, видимо, самое главное в работе этой уникальной организации: Avaaz отличается от всех остальных тем, что на 100% финансируется простыми людьми, которые поддерживают ее, видя эффективность ее работы. При этом все пожертвования организация принимает онлайн, и все они – небольшие. НПО принципиально отказалась от денег корпораций, правительств, фондов и даже от индивидуальных пожертвований более чем в 5000 евро.

«Я думаю, - пишет мне Рикен Рейтел, - что Avaaz является одной из самых чистых организаций, которая показывает, какой мощной может быть сила людей, если они хотят перемен. И у нашей команды для этого есть своего рода магия, с ее помощью мы пытаемся создать мир, о котором мечтаем».

Кажется, самую точную характеристику этому уникальному и пока недооцененному официальным мировым истеблишментом явлению дала немецкая газета Suddeutsche Zeitung, отметив, что Avaaz - «международное сообщество, более демократичное и потенциально более эффективное, чем ООН».

Алла Ярошинская