Posted 20 ноября 2013,, 14:17

Published 20 ноября 2013,, 14:17

Modified 31 марта, 16:17

Updated 31 марта, 16:17

Патриотизм точка ру

20 ноября 2013, 14:17
Александр Желенин
У кучки олигархов и выражающих их интересы чиновников своя Россия, которая их больше чем устраивает. А у абсолютного большинства народа - другая. Это вызывает обиду и мешает росту патриотизма.

Российский народ не так глуп, как о нем думают власти. Такой вывод, во всяком случае, у меня, напрашивается по итогам социологического опроса, проведенного «Левада-центром», об отношении граждан к патриотизму.

Респондентам было задано несколько вопросов, в частности, содержательный: «Что, по вашему мнению, значит «быть патриотом»?

Вопрос, для понимания, о чем идет речь, важнейший. Отвечающим была предоставлена возможность выбрать несколько вариантов. Большинство (59%) считает, что патриотизм означает «любить свою страну». Ответ достаточно абстрактный и всех устраивающий. Проблема в том, что подразумевать под этим можно разное.

Одни (большинство граждан, не разбирающихся в социологических тонкостях) понимают под «своей страной» большое государство, нарисованное на географической карте - со всем, что оно вмещает, от «лесов, полей и рек», до правительства в Кремле, от ее прошлого, описанного в эпических тонах в учебнике истории, до настоящего ежедневно показываемого в программе «Время».

Из такого понимания «своей страны» из обыденного сознания (над формированием которого, под руководством правящей партии и правительства не покладая рук работают огромные корпорации, начиная от федеральных телеканалов и заканчивая крупнейшими издательствами) естественно выпадает то, что гражданам активно не нравится.

Например, из этого обыденного представления о «своей стране», которую надо любить, выпадают все преступники - от сидящих в высоких кабинетах, и занимающихся «освоением» бюджетных средств, до жестоких убийц, насильников и дворовой шпаны, как сидящих на нарах, так и ждущих своей очереди.

Обыденное сознание обычного гражданина выводит их за скобки, когда думает о «своей стране». Эти и другие неприятные ему субъекты проходят у него по категории уродов, исключений из правил.

Лентяи, наркоманы, алкоголики, матери выбрасывающие своих детей с балкона и спускающие их в мусоропровод, родители, истязающие своих детей, и те, кто отнимает их у таких родителей — все они тоже «не наши люди». Это те, кто «мешает нам жить» и не входит в понятие «моя страна, которую я люблю».

Между тем, если подходить строго социологически, все эти неприятные нам явления тоже входят в понятие «страна». И от этого никуда не деться.

Причем, когда речь идет о выродках из других стран, обыденное сознание обычного человека с легкостью прибегает к обобщениям. Если 1 (один) азербайджанец ударил нашего парня ножом — обычный человек тут же говорит: «все они такие». Если ударил ножом наш — «в семье не без урода».

И тут мы подходим к еще одному пониманию патриотизма, которое также воспитывается и поддерживается властью. По этому определению, быть патриотом значит «защищать свою страну от любых нападок и обвинений». Такой вариант ответа выбрали 21% респондентов. Отметим, что главное слово здесь - «любых».

Интересно, что в данном подходе к патриотизму абстрактная «страна вообще» чудесным образом персонализируется. Например, мы возмущены тем, что некоему российскому певцу запрещают въезд в какую-то страну. Может, мы и не любим этого певца, или он нам безразличен, но мы все равно за него горой только на том основании, что он «наш». Раз «наш», значит, в обиду не дадим, а виноват он в чем-то или нет — разбираться уже не интересно.

Вот еще одно близкое определение патриотизма: «считать, что твоя страна лучше, чем другие страны». Этот вариант выбрали 21% опрошенных.

Совсем уж радикальный (он же наиболее примитивный) взгляд на патриотизм, подразумевающий, «что у твоей страны нет недостатков» , выбрали только 6% опрошенных.

Тем не менее, 42% респондентов в сумме выбрали такие более действенные определения патриотизма, как «работать (действовать во благо) для процветания страны» и «стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее».

Людей, считающих, что патриотизм - это критический взгляд на свою страну, и выбравших вариант «говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была» оказалось 11 %.

Впрочем, возможность выбрать сразу несколько вариантов ответа в данном случае не позволяет делать более определенные выводы о том, что думают россияне о патриотизме.

Например, понимание патриотизма, как любви к своей стране, могли выбрать и те, кто считают, что всегда надо говорить правду, «какой бы горькой она не была», и те, кто считают, что «у твоей страны нет недостатков».

Поэтому наиболее интересным представляется тенденция, выявленная в ответах на вопрос «считаете ли вы себя патриотом России?». Здесь все гораздо более определенно.

В 2000 году, то есть, в разгар второй чеченской войны и вспыхнувшей в связи с этим народной любви к президенту Путину, патриотами себя считали 77% опрошенных. В относительно благополучном предкризисном 2007 году — 78%.

К октябрю 2013 года число патриотов в России сократилось на 9% и составило 69%.

Одновременно с 2007 по 2013 годы число тех, кто прямо заявляет, что не является патриотом России, увеличилось с 12% до 19%.

Вот над этим стоит поразмыслить отдельно.

Вначале зададимся вопросом: почему, несмотря на все усилия государственной пропаганды, пестующей патриотизм денно и нощно, на относительно стабильное (во всяком случае, если судить по официальным отчетам правительства) экономическое положение страны, на образ «крутого парня» в президентском кресле, который раз за разом дает отпор врагам Родины, число патриотов в России не только не увеличивается, но даже сокращается?

Чтобы ответить, надо вернуться к началу этой статьи. Люди в массе своей не идиоты. «Можно обманывать часть народа все время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время», - гласит афоризм, который приписывают Аврааму Линкольну.

Несколько улучшившееся в эпоху Путина экономическое положение большинства россиян (по сравнению с ельцинскими временами, оно вместо ужасного стало просто плохим или на уровне «так себе») любви к Родине не добавляет.

Жизнь постепенно, шаг за шагом, становится все хуже и хуже. Цены неумолимо растут. Образование и медицина деградируют, а платить за них надо все больше и больше. Можно было 5, 10, 20 лет вешать лапшу на уши по поводу возможности решения квартирного вопроса россиян за счет ипотеки. Но сейчас все больше людей уже понимают, что это иллюзия. Что при сохранении нынешней экономической политики ни им, ни их детям улучшение жилищных условий не грозит. Таким образом люди все больше осознают, что ни у них, ни у их детей в путинской России нет будущего.

Повторим, бесконечно обманывать всех и всегда невозможно. Когда-то этому наступит предел. Как бы ни была популярна власть, как бы уверенно ее представители не держались в телевизоре, факты и ощущения реальной, а не виртуальной жизни, сильнее любых пиар-ухищрений.

Поэтому все усилия госпропагандистов внушить любовь к России через идиллически переписанную историю страны, через телеящик, или даже при помощи принудительного труда, как предложил депутат Госдумы Трапезников, ни к чему не ведут. Народ не слеп.

Он, может, и не знает, но чувствует, что страна и государство - это не одно и то же. Что у жирующей кучки олигархов и выражающих их интересы государственных людей одна Россия, которая их больше чем устраивает. А у абсолютного большинства народа, лишенного будущего этой первой половиной - другая.

Существование этих двух таких неравных и неравноправных Россий вызывает обиду и мешает росту патриотизма.

Александр Желенин