Posted 26 ноября 2013,, 12:47

Published 26 ноября 2013,, 12:47

Modified 31 марта, 16:11

Updated 31 марта, 16:11

Патриотический парадокс России

26 ноября 2013, 12:47
Дмитрий Травин
Для своеобразных отечественных патриотов, путающих понятия "Отечество" и "Ваше превосходительство", обнаружить, что власть в стране прогнила, - значит поставить под сомнение ценность самой страны.

Интересная у нас все-таки страна. Прав был, видимо, Федор Тютчев насчет ума и аршина. Парадоксы из наших валенок вылезают один за другим. И чем дальше – тем больше.

В советское время обычно ограничивались одним парадоксом: на прилавках пусто, но у всех все есть. Теперь подобных парадоксов, как минимум, девять.
1. Все как один - патриоты, но редкий патриот не стремится закосить от армии.
2. Все голосуют за власть, и все ненавидят чиновников.
3. Все проклинают коварный Запад, но редкий державник откажется от возможности туда свалить при полном материальном обеспечении.
4. Все толкуют, что Америка ничего не производит, кроме зеленых бумажек, но сидят при этом за рулем фордов.
5. Все тоскуют в душе по разваленному врагами Союзу, тихо ворча сквозь зубы: «Понаехали тут».
6. Все обожают Сталина, однако не преминут прослезиться над судьбой Колчака-Хабенского, воевавшего с большевиками.
7. Все любят толковать про воспетую философами русскую соборность, однако людей с иными взглядами считают врагами, а не оппонентами.
8. Все любят толковать про воспетую литературой доброту русского человека, но нигде в Европе нет такой дифференциации на богатых и бедных.
9. Россия – одна из самых северных стран мира, но для зимней Олимпиады мы нашли единственную субтропическую точку, где в феврале – дефицит снега.

Порой говорят, что разномыслие в одной голове – это не демократия, а шизофрения. Хочешь, чтобы тебя считали здоровым – будь в своих пристрастиях последовательным. Любишь Родину – сперва отслужи. Любишь СССР – возлюби и "понаехавших". Голосуешь за власть – подставь чиновнику вторую щеку (вернее, раскрой для него второй карман). Веришь в соборность – приголубь кощунниц. Искренне чтишь Сталина – пересматривай «Чапаева» (где каппелевцев из пулемета косили) и не млей при виде красавчика Безрукова в роли генерала Каппеля.

В общем, шизофрения? Я бы не стал, пожалуй, ставить столь жесткий диагноз. Аршином общим все это буйство отечественных красок и впрямь измерить трудно, однако умом при желании понять можно. Любая страна на деле гораздо сложнее, чем представляется на первый взгляд, и Россия – не исключение.

Попробуем взять для анализа хотя бы один пример – своеобразный отечественный патриотизм. Тем более, что социологи на минувшей неделе подкинули информации к размышлениям. Салтыков-Щедрин как-то заметил, что у нас в стране многие путают два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство». Скорее всего, именно этим можно объяснить подмеченное «Левада-центром» некоторое сокращение числа патриотов, происходящее на фоне явного усиления патриотической пропаганды. Если в 2007 году 78% опрошенных считали себя патриотами, то в 2010 году – уже 70%, а сейчас – всего 69%. Понятно, что патриотизм в народе по-прежнему преобладает. Однако тенденция к его убыванию наметилась весьма отчетливо.

Отечество наше хуже, конечно, не стало. А вот с «превосходительствами» проблемы выявляются все чаще. То там, то здесь обнаруживается, что они опять проворовались. Украли Родину, а затем продали. Причем больше всего шокирует нестойкого патриота, что судят «превосходительство» не за то, что он Родину продал, а за то, что продал по дешевке и тем самым нанес ущерб государственному бюджету. На рынке Родина, уверяют правоохранительные органы, идет по 1000 баксов за квадратный метр, а он, негодяй, загнал ее аффилированной структуре всего лишь за 857, и явно имел с этой сделки откат.

Для тех, кто путает понятия "Отечество" и "Ваше превосходительство", обнаружить, что власть в стране сильно прогнила, - значит поставить под сомнение ценность самой страны. Более того, патриотизм в подобном сознании убывает еще и потому, что обнаглевшие «превосходительства» перестают давать «патриотам» на чай. С коррупцией еще можно было бы смириться. Но если «патриота» допускают «к ручке», а потом говорят, что, мол, милейший, мелочи для тебя сегодня нет, патриотический настрой сменяется страшным разочарованием.

Свежий пример – заявление штаба беглого бизнесмена-строителя Сергея Полонского, обвиняемого Следственным комитетом РФ в мошенничестве. «С прискорбием сообщаем, – пишет сей штаб, – что Полонский С.Ю. прекращает какое-либо освещение в русскоязычной зоне и взял паузу на обдумывание: ввиду его ненужности России, нужна ли ему такая Россия и российское гражданство».

Сокращение числа патриотов, согласно данным «Левада-центра», произошло в основном в период экономического кризиса 2008-2009 годов. То есть разлюбившие Родину граждане, скорее всего, разлюбили ее в связи с потерей работы, зарплаты или иным сокращением доходов. Возможно, даже спекулятивных.

Впрочем, если в кризис тяжело живется всем, это еще можно терпеть. Не исключено, что при возвращении экономического роста с 2010 года патриотизм мог бы восстановиться. Однако тут-то общество стало узнавать (сперва от Навального и Немцова, а затем и из официальных источников), что именно в период трудностей коррупция наша резко усилилась. И как тут, скажите на милость, относиться к «вашим превосходительствам»? Странно еще, что патриотизм не рухнул наполовину при обнародовании некоторых фактов "дела "Оборонсервиса". Видимо, это можно объяснить тем, что 90% российского населения получает информацию о коррупции весьма дозировано, причем лишь через федеральные телеканалы. А потому простой обыватель полагает, будто злоупотребляет у нас лишь «ваше степенство» (т.е. олигарх) или «ваше благородие» (гаишник). На худой конец - «ваше высокородие» (единоросс типа астраханского мэра Столярова). Но никак не «ваше превосходительство». Ведь даже Анатолий Сердюков у нас, как выяснилось, ни в чем не замешан и ни к чему не причастен. Вводили беднягу в заблуждение. Причем неоднократно. Как в старом анекдоте, где потерпевший сам случайно упал на нож, причем семь раз.

Если бы по TV вдруг показали несколько разоблачительных фильмов о коррупции в верхах, типа тех, которые сняли про Юрия Лужкова в момент его безвременного падения с номенклатурных высот, мы бы, наверное, ужаснулись безвременной кончине отечественного патриотизма.

Зададимся, однако, вопросом о том, почему многие путают «Отечество» с «Вашим превосходительством»? Неужто по глупости?

Патриотизм, т.е. любовь к Отечеству, - очень важная вещь. Но вообще-то он проявляется лишь в годы тяжелых испытаний, когда ты вынужден выбирать: жить, как прежде, или пожертвовать чем-то для Родины? Пожертвовал – значит, патриот. Не смог себя пересилить – тоже ничего. Не каждому ведь дано. В мирное время, когда ты ничем не жертвуешь, все разговоры о патриотизме – пустые слова, которые не подтвердишь делом.

Но говорить принято, поскольку «патриотическая пропаганда» во всех странах (не только в России) – это способ сплотить общество вокруг действующей власти. Именно так - не способ воспитать людей, искренне любящих Родину (это для чиновников абсолютно невыполнимая задача), а способ сформировать тех, кто любит любую власть, так как лишь она (согласно пропаганде) охраняет нас от многочисленных врагов, таящихся за каждым кустом.

Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст.
Сегодня он танцует в храме, а завтра сдаст страну Обаме.
Сегодня «Оккупай Абай», а завтра предал отчий край.
Сегодня ты с Навальным вместе, а завтра – ни стыда, ни чести.
Сегодня съел литовский сыр, а завтра запятнал мундир.
Сегодня на Болотной побузили, а завтра нанялись к Саакашвили.

Патриотическая пропаганда всегда строится примерно одинаково. Что в сталинские времена, когда боролись с джазом и безродным космополитизмом, что в нынешние. А если человека долго учат любить «превосходительства» (иерархов РПЦ, Кремль, функционеров ЕдРа), называя это патриотизмом, то рано или поздно обыватель именно так и начнет все воспринимать. Ему и в голову не приходит, что патриотизм в мирное время – это пустой термин, форма без содержания.

Вот и получается в конечном счете, что когда власть делает жизнь в стране плохой, обыватель приходит к выводу, будто плоха не власть, а сама страна. И число патриотов уменьшается.

Похожим образом складывается дело и с другими российскими парадоксами. Однако это уже отдельный разговор.

Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге