Posted 27 ноября 2013,, 19:33

Published 27 ноября 2013,, 19:33

Modified 31 марта, 16:09

Updated 31 марта, 16:09

Кто начал поднимать Россию с колен?

27 ноября 2013, 19:33
В нулевые мем «Россия поднимается с колен» стал частью идеологии. Обслуживающий Кремль корпус политологов и прочих гуманитариев даже пытался сделать его основой «национальной идеи». На самом деле он возник в начале 1990-х.

Известный мем «Россия поднимается» с колен, приписываемый изначально Путину и ставший частью нынешней патриотической идеологии, на самом деле возник в начале 1990-х. Первым его ввёл в оборот Ельцин, а затем подхватили «красно-коричневые». Получается, нынешний курс Путина – это синтез ельцинизма и красно-коричневых.

«Россия может подняться с колен и как следует огреть», — заявил (тогда ещё) премьер-министр Владимир Путин в трудные для страны сентябрьские дни 1999 года. В этом месяце было отражено нападение чеченских боевиков на Дагестан, взорваны жилые дома в Волгодонске и Москвы. Говоря про «поднятие с колен», Путин имел в виду не только возрождение страны, но и сплочение нации перед внешней и внутренней угрозой.

В нулевые мем «Россия поднимается с колен» стал частью путинской идеологии. Обслуживающий Кремль корпус политологов и прочих гуманитариев даже пытался сделать его основой «национальной идеи» (поиск и оформление которой не завершено до сих пор). После мюнхенской речи Путина (март 2007 года) этот образ стал особенно востребованным. К примеру, политолог Сергей Марков объяснял негативное освещение России в западной прессе, тем, что «Россия поднимается с колен».

Интересно, что путинский мем был подхвачен и вождями соседних государств. Вот цитата из президента Украины Ющенко: «Я не думаю, что Богдану Хмельницкому было легче. Страна по миллиметру каждый день поднимается с колен. И вам хочется уже вечером увидеть успех?»

Между тем, образ встающей с колен России – изобретение Бориса Ельцина и его команды. Впервые он был озвучен при первой инаугурации Ельцина ещё в 1990 году. Вот как выглядел текст его присяги:

«Я с оптимизмом смотрю в будущее и готов к энергичным действиям. Великая Россия поднимается с колен! Мы обязательно превратим её в процветающее, демократическое, миролюбивое, правовое и суверенное государство. Уже началась многотрудная для всех нас работа. Перейдя через столько испытаний, ясно представляя свои цели, мы можем быть твердо уверены: Россия возродится!»

Так как в то время Ельцин, в том числе, воспринимался частью общества как русский националист, образ про колени и Россию перекочевал в красно-коричневую страту (объединение коммунистов-ортодоксов и русских националистов).

Вот, к примеру, текст одной из песен певца Игоря Талькова:

«Потрудились вожди-палачи / Сделать всё что возможно, / Чтоб Россия уже никогда / Не смогла разогнуться, / Встать с колен и очнуться от сна…»

Песня «Родина» Егора Летова (группа «Гражданская оборона»), впервые исполненная им на концерте 19 декабря 1993 года в Москве, в ДК Горького («Несостоявшийся Концерт»), полностью строится на этом образе:

Вижу — поднимается с колен моя Родина

Вижу, как из пепла восстаёт моя Родина

Слышу, как поёт моя великая Родина

Снова поднимается с колен моя Родина.

Графически этот образ представлен на фото 1 и 2 – предвыборные листовки ярких представителей красно-коричневого дискурса 1990-х – Жириновского и Алскниса.

Социолог Олег Рябов отмечал, что образ «Россия поднимается с колен» трактовался как дефеминизация российского общества:

«Слабость России и отказ стран Запада считаться с ее интересами проявляется, например, в образе России как отвергнутой любовницы, готовой отомстить. Фактическая изоляция страны в Европе, дискурсивное вытеснение её из сообщества «цивилизованных стран» отражены в таком образе: Россия представлена в виде женщины, одиноко стоящей на коленях в углу, что является причиной несказанной радости её бывших союзников из числа стран Восточной Европы (изображенных, подчеркнем, в образе мужчин)».

Таким образом, Владимиру Путину удалось соединить в этом образе часть ельцинской идеологии и красно-коричневых (либерал-коммуно-национализм), что фактически означает идейную нищету нынешнего агитпропа.

В книге «Разговоры с Михаилом Гефтером. 1993. Элементы советского опыта» (Блог Толкователя писал о ней) приводится высказывание политолога Глеба Павловского в конце 1993 о фантомности России как проекта:

«Россия была создана без того, чтобы самой этого захотеть. Она создана внешним образом, и её традицию сегодня насаждают административным путём. Отсюда ритуализм и безмозглость всех этих полуреставраций Кремля. Россию изнасиловали суверенитетом ради уплаты долгов СССР».

Прочитать оригинал поста в блоге Толкователя можно здесь.