Posted 5 февраля 2014,, 12:16

Published 5 февраля 2014,, 12:16

Modified 31 марта, 15:10

Updated 31 марта, 15:10

Человек человеку - кто?

5 февраля 2014, 12:16
Александр Желенин
Основная причина диких случаев, подобных стрельбе в школе в Отрадном, не в пагубном влиянии Голливуда и Интернета, а в целевых установках, в ценностях, которые в ежедневном режиме получает современный российский человек последние двадцать лет.

После первых сообщений о дикой истории в московской школе №263 в Отрадном, где десятиклассник убил из охотничьего ружья учителя географии и полицейского, а также тяжело ранил другого стража порядка, многим россиянам, вероятно, приходила на ум мысль: вот, дескать, докатились до американской «моды». За последние пять лет это уже четвертый случай немотивированных, с точки зрения здравого смысла, массовых убийств в России.

Вспомним. 27 апреля 2009 года. Начальник московского ОВД «Царицыно» Денис Евсюков расстрелял в магазине из пистолета 9 неизвестных ему людей. Результат — двое убитых и семеро раненых. 7 ноября 2012 г. Московский юрист Дмитрий Виноградов, сотрудник аптечной сети «Ригла», убил шестерых сослуживцев из охотничьего ружья. 22 апреля 2013 года. «Белгородский стрелок» Сергей Помазун также убил из ружья шестерых ни в чем не повинных людей.

И вот теперь случай в Отрадном...

Однако сравнение с Америкой все-таки не очень корректно. По данным ООН, в год в расчете на 100 тыс. населения в США убивают чуть больше 4 человек, а в России 20. Притом, что оружия на руках у населения в США на порядок больше.

И все же. Такие случаи, как в Отрадном, когда у кого-то съезжает крыша, и он с пистолетом (охотничьим ружьем, винтовкой и т.д.) идет убивать ни в чем не повинных людей, за последние годы в России, действительно, участились.

Власти сразу же заговорили об усилении мер безопасности. Хочется спросить, каких? Уже сейчас в школу можно пройти только через пару калиток в высоких стальных заборах, которыми они окружены и через которые, случись захват заложников, большинство школьников, за исключением атлетически подготовленных подростков, никогда не перелезет.

Что еще? Ввести охрану школ полицией? То есть, раздувать и так безмерно раздутые штаты российской полиции еще больше? И главное: зачем? Убийца из Отрадного продемонстрировал, что не помогут ни охранник частного агентства, ни двое вооруженных полицейских, одного из которых он застрелил, а другого тяжело ранил.

Какие еще меры «усиления»? Металлоискатели, «рамки»? Ну, давайте представим, что в школе № 263 была такая «рамка». Злоумышленник, сунув ружье под шубу, проходит через нее, она звенит, охранник спрашивает: что там у тебя? В ответ подросток направляет на него заряженное оружие. И дальше по тому сценарию, который и воплотился в тот роковой день. Испуганный охранник сам проводит будущего убийцу в класс...

Спрашивается: зачем все эти ограды, «рамки», охранники, если они никого ни от кого не защищают? Конечно, можно говорить, что нужны хорошо подготовленные вооруженные до зубов охранники, этакие крутые «рембо». Но где ж мы их возьмем за 20 тыс. р. в месяц, которые получают школьные «охранники»? И нужен ведь не один супергерой.

Только в Москве больше двух тысяч школ. Если на каждую хотя бы по два «рембо», то где ж набрать четыре тысячи крутых парней и средства на крутые зарплаты для них? А если в масштабах страны? Кстати, у нас ведь не только школы, но и детские сады, университеты, больницы, учреждения, офисы, банки, заводы... К каждому гражданину по охраннику не приставишь...

Сейчас очень многие, наверное, задаются вопросом: почему таких вопиющих случаев не было в СССР? Тогда, если кто забыл, школы не охранялись вообще. Заборов вокруг либо не было, либо они были чисто символические, в метр высотой, просто для того, чтобы отметить школьную территорию. Через такие заборы легко перелезали даже первоклассники...

И попов в школах и в телевизорах не было. То есть, полное торжество бездуховности, безнравственности и пренебрежения мерами безопасности, а вот такого, когда кто-то приходит в школу с оружием и начинает просто ради эксперимента убивать — такого не было. И это при том, что охотничье оружие продавалось тогда так же, как и сейчас, вполне открыто. Всякое было, хулиганство, драки, матерщина. Но такого...

Возьму на себя смелость утверждать, что причина изменения сознания определенной части общества, случившаяся в наше время, не только в голливудских боевиках и Интернете. Пожалуй, даже наоборот. По утверждениям многих современных психологов, виртуальное насилие, порой помогает избежать насилия реального, как бы сбрасывая излишнюю агрессию человека.

Тогда в чем же дело? Думаю, что в целевых установках, в ценностях, которые в ежедневном режиме получает современный российский человек последние двадцать лет. А главное, в той реальности, которая его окружает. Не случайно «герои» всех перечисленных случаев —люди молодые, сформировавшиеся (а некоторые уже и родившиеся) в постсоветское время.

Главный смысл, цель жизни современного человека - это успех. Стремиться к нему надо любой ценой. То есть, так прямо об этом особо не говорят, но имеют в виду. Все видят: живут только те, кто достиг успеха. Остальные прозябают.

Победи на Олимпийских играх, стань чемпионом мира, заработай миллион, а лучше миллиард — вот цели и смысл жизни современного человека. Не способный добиться таких впечатляющих успехов — «слабое звено», его место на свалке.

Подобные установки формируют у значительного числа людей страшные непреодолимые комплексы, которые у кого-то эволюционируют в ненависть к окружающим, в желание мстить за обиды и унижение другим, часто совершенно не виновным в их бедах людям.

Краткая история жизни стрелка из Отрадного в определенной мере может проиллюстрировать эти тезисы. Юноша, изо всех сил стремившийся стать отличником, слабый и закомплексованный, он вероятно, уже в свои 15 лет не видел для себя перспектив в этом мире, рассчитанном на сильных и успешных.

Его и окружающих людей могли бы спасти гуманистические ценности, если бы таковые закладывались в его голову с раннего детства. Но сегодня им нет места в нашей жизни. Патриотизм — воспитывают. Волю, стремление к победе, к успеху — да.

В тоже время помощь другим людям, внутреннее самосовершенствование в современной системе ценностей, в целевых установках многих молодых (и не только молодых) людей отсутствуют практически полностью. Винить молодежь в этом трудно, они такие, какими их сделали мы, взрослые, и весь наш суровый взрослый мир.

Что может нам помочь, помимо школьных заборов и рамок-металлоискателей? Наверное - другая система ценностей.

За последние 20 лет мы, например, забыли слова "каждая человеческая жизнь бесценна". А ведь в конце 1980-х они были на слуху и на устах в СССР почти у каждого. Почему? Изначально гуманистические установки коммунизма привели к возникновению системы гуманистического советского образования и воспитания. Плюс осознание нашего драматического исторического опыта, постепенное усвоение советскими людьми лучших демократических ценностей в 1960-1980 годы. Все это дало выдающийся результат. К концу 1980-х мы имели вполне гуманистически образованное и воспитанное общество.

Однако все эти достижения советского образования и воспитания, как корова языком слизнула в 1990-е. Что тоже было закономерно. Миллионы людей были тогда поставленные на грань, а то и за грань чисто физического выживания. Новое либеральное государство руками аффилированных с ним частных СМИ наставляло: выживание в этом мире — твое личное дело. Никто не поможет и не должен помогать.

Долго ли миллионы людей могут оставаться людьми в нечеловеческих условиях? Вопрос риторический. Единицы — могут, большинство меняется вместе с окружающей социальной средой. Вот и изменились.

Сегодня о ценности каждой человеческой жизни в России никто не заикается. Такие слова убраны из оборота больших СМИ. Все заняты борьбой за выживание или за поддержание себя, своей семьи на плаву. Каждый знает (спасибо за науку Валерии Новодворской и лично ее кумиру Борису Николаевичу Ельцину): чуть ослабил эту борьбу — и ты уже на дне. На самом дне, с которого уже не подняться.

Для современного правящего класса (буржуи энд госчиновники) слова о ценности каждой человеческой жизни, о, прости господи, «слезинке одного ребенка», сегодня не только не актуальны. Представители этого самого класса не без основания уверены, что, будучи внедренными в массовое сознание, такие идеи могут помешать им жить так, как они сейчас живут.

Представим себе, нужно предпринимателю убрать конкурента, а нанятый им киллер говорит: не могу, принципы не позволяют. Как жить?

Хозяева нынешней жизни четко осознают, что из слов о ценности каждой человеческой личности в реальности слишком много исключений. А когда из какого-то правила слишком много исключений, оно не действует.

Например, они глубоко убеждены, что гроша ломаного не стоят человеческое достоинство, здоровье и жизнь тех, кто, по их мнению, стоит на их пути к их успеху.

Не стоит ломаного гроша и человеческое достоинство, здоровье и жизнь целого ряда других категорий людей. Например, тех, кого госорганы записали в «террористы» и «экстремисты». Те, кто оказался в этих категориях, просто выведены из под юрисдикции и вообще человеческих отношений.

...В свое время на меня чрезвычайно сильное впечатление произвел разговор с мамой. Она сказала: вот видишь то большое раскидистое дерево. На нем - тысячи листьев, и нет двух друг на друга похожих. Каждый листок хоть чем-то отличается от другого. А это ведь дерево, это даже не амеба, не простейшее животное... А представь человека. Каждый из миллиардов живущих на Земле людей — это отдельный неповторимый мир. Убить хотя бы одного, означает убить целый мир, со всеми его мыслями, чувствами.

Я не стал после этого пацифистом. Но понимание бесценности, уникальности каждой человеческой жизни врезалось в сознание, наложило отпечаток на все мои последующие действия. В том числе, и в экстремальных ситуациях...

В каждой советской школе были так называемые «уроки мира». Потом были «уроки мужества». В наши дни упирают на любовь к государству. Было бы здорово, если бы появились уроки человечности. Причем, желательно, чтобы учителя относились к ним не формально, а с душой.

Другой вопрос, можно ли вернуть человеческие отношения в общество, главным мерилом которого являются деньги и успех (на сегодня, это слова-синонимы). Боюсь, что нет. Учительница того же старшеклассника, стрелявшего в людей в школе 263, рассказала, что учила его добру, а он смеялся ей в лицо, говоря, что плохих людей все равно больше.

Его так воспитали. Может и не родители. Но окружающее общество — точно. Он хорошо усвоил, что человек человеку - волк. Вот и повел себя по-волчьи.

Вернемся ли мы к другой формуле — «человек человеку друг, товарищ и брат»? Возможно. Только это будет уже другое общество. Более человеческое.

Александр Желенин