Posted 21 февраля 2014,, 05:08

Published 21 февраля 2014,, 05:08

Modified 31 марта, 14:55

Updated 31 марта, 14:55

Жажда обнуления

21 февраля 2014, 05:08
Дмитрий Губин
Признаться, не знаю, плакать или смеяться при сообщении об очередном конце света, который должен случиться 22 февраля. Но, на всякий случай, записываюсь в лист ожидания. Потому что это возможность вырваться из опостылевшего круга.

Я, признаться, не знаю, плакать или смеяться при сообщении об очередном конце света, который должен случиться 22 февраля. Но, на всякий случай, записываюсь в лист ожидания.

Британская The Mirror, духовная тетушка нашей газеты «Твой день», рассказала всю правду о будущем: начнут битву северные боги, и сына Одина Тора загрызет волк, катящий шар конца света, и три года будет длиться зима, и мир погрузится в море, и будет нам всем кирдык, называемый по-викингски Рагнарек. Мол, древние скандинавские календари врать не могут, да и приметы сходятся один в один: протрубил в хранящийся в городе Йорке рог Гьялерхорн бог Хеймдалль, и выловили в Калифорнии пятиметровую рыбу-змею.

Вот ведь люди! Мало им было конца света по календарю майя? Неужели непонятно, что любой календарь произволен, в смысле условен, а древний, примитивный, еще и несовершенен – кто ж думал тогда на века вперед? Тьма летоисчислений обрываются по техническим причинам. Так, в первые компьютерные программы не закладывали дат позже 1999-го, и тоже пророчили конец света, уже техногенный - но, как водится, обошлось.

В христианской цивилизации ждали конца света в 7000-м году от сотворения мира - по современному летоисчислению, это был некруглый 1492-й. Ждали и в 7007-м, и в 7070-м, и в 7077-м. О, магия цифр! Кстати, 7000-й год так пугал потому, что тысячелетие пред Богом считалось «яко день един»: вот и прокатила вся, до последнего дня, Великая Седмица – а дальше день антихриста, битва добра и зла, второе пришествие Христа.

Вообще, все русское средневековье – бесконечные ожидания конца века и второго пришествия. Загляните в книгу историка Андрея Юрганова «Категории русской средневековой культуры». Там много о том, как ожидание конца света влияло и на решения Стоглавого собора, и на структуру Домостроя, и даже на название «Повести временных лет», которую летописец (по предположению Юрганова) намеревался довести как раз до дня Страшного Суда. И о том, что именно ожидание Высшего Суда (я этот момент особо отмечу) объясняло жестокость русского царя, которому надлежало «грозну быти» (напомню, «Грозным» в летописях именовали не только Ивана IV, но и Ивана III, и даже Александра Невского - словом, любого, кто головы рубил). Так вот, грозность русского царя оправдывалась как естественная и желательная реакция на беззаконие, то есть на торжество антихриста, которое неизбежно должно было предшествовать Апокалипсису. А пришествие антихриста виделось во всем – в нашествии Орды, в падении Константинополя…

То есть ожидание Страшного Суда как предопределенной, в книгах и календарях предсказанной даты, довольно быстро заменилось восприятием Суда как неизбежного события (о приближении которого следует судить не по числам и численникам, а по грозным явлениям), могущего последовать в любой момент. Отсюда и идея ежеминутной к нему готовности и даже действий на упреждение. Массовые самоубийства, самозакопы и самосожжения (печально знаменитые «гари») у старообрядцев — все это попытки уйти добровольно в лучший мир, чтобы не достаться антихристу. Вот где темная трагедия! Что по сравнению с ней скандинавские боги…

Умберто Эко в «Маятнике Фуко» всласть высмеял игры в цифры и звучные совпадения – но итальянский профессор отсмеялся, а мир не наигрался.

Меня тема конца света тоже, как ни странно, привлекает. И связанная с ней (что там ни говори!) тревожность круглых дат и цифр. Она манит, как приобретение под Новый (свежий!) год девственно чистого (обнуленного!) молескина, в который я начну заносить (идеальным, конечно же, почерком, поскольку реальный испорчен компьютером!) планы жизни иной, лучшей, желанной. Где все мои седмицы будут наисветлейшими и наивеличайшими.

Хотя вон, стоит на полке в кладовке полное собрание разочарований прежних лет – предыдущие ежедневники, и там почерк от страницы к странице все хуже, а общий итог неутешителен, потому что несделанного все больше, а места на полке все меньше.

И можно твердить, что ежедневник сам ничего не создает, а лишь отражает, что коли хочешь изменить жизнь, так меняй ее с этой секунды. Но надеешься на чудо. На чудо передышки. На чудо обновления. На чудо обнуления. Я думаю, этим так привлекателен каждый новый формальный отсчет.

Чудом когда-то для всех сегодняшних взрослых выглядел далекий 2000-й год и, следом XXI век. И захватывало дух: ух, неужели ж доживу? И отменят ли деньги, и наступит ли ли коммунизм? А когда 2000-й наступил, встреча была скромна (бушевал финансовый кризис), но надежда на обнуление была не убита (пришел, наконец, молодой подтянутый президент).

А потом – дичайшие разочарование, когда стало ясно, что кроме количества денег ничего не изменится. Все то же русское хождение по кругу, и нет никакого просвета...

Да пропади оно все - а не может пропасть, так обнулись!

Вот почему я отношусь к очередному концу света как к мелкому празднику. И, похоже, обнуление по этой причине привлекает не меня одного.

Дмитрий Губин, "Огонек"-Ъ