Posted 14 марта 2014,, 21:00

Published 14 марта 2014,, 21:00

Modified 31 марта, 14:35

Updated 31 марта, 14:35

Не хочу в империю, но…

14 марта 2014, 21:00
Как и многие крымчане, я устал еще от империи советской, и поэтому не хочу в новую Россию. Но моя тихая многовекторная Украина умерла, а новой я боюсь. Что мне делать? Пойду голосовать за воссоединение с Россией. А потом уеду в Грузию.

Какая она, внутренняя самоидентификация крымчан? Предполагается, что однополярная. Именно из этого предположения составлены вопросы референдума о дальнейшей судьбе Крыма: либо с радикальным Майданом, который ныне у власти, либо с Россией. И третьего не дано.

При такой постановке вопроса очень многие крымчане попадают в неловкую ситуацию, ибо они не идентифицируют себя с Майданом и "Правым сектором", а с Россией идентифицируют себя лишь отчасти. И, чувствуя подвох, они начинают пытаться прочитать то, что написано между строк вопросов референдума. А прочитать там можно очень разное. И выбрать многим будет действительно сложно.

Итак, между чем мы, крымчане, выбираем?

Если максимально упростить ситуацию, то референдум предлагает выбор цивилизационного, национального и персонофицированного проектов. Мы выбираем: между русским и украинским, между Путиным и «теми чуваками с Майдана», между бескрайней империей и уютным местечком.

Империя или хутор?

Выбрать Россию – это значит стать солдатом империи. Для многих это великая честь и не менее великая гордость, но это, увы, и существенные издержки, главная из которых – это фактически полное отсутствие свободы.

Империя не предоставляет свободы. Более того, она ее забирает. Любая без исключения империя (римская, золотоордынская, наполеоновская) построена по принципу «служилого отечества», каждый в которой - воин, несущий повинность в сфере искусства, науки, государственного строительства или просто в армии. И ты либо служишь империи всей душой, либо превращаешься в скрытого или явного диссидента со всеми вытекающими последствиями – от угрызения совести и статуса «лишнего человека» до расстрела за измену Родине.

Вспомните «Героя нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Максим Максимыч - типичный служака, «душа» империи, ее винтик, но раб! А Печорин – свободный, гордый, сильный, аристократичный, интеллектуальный, но лишний человек, скрытый диссидент. Разве у вас не вызывал умиления смешной и добрый Максим Максимыч, и осуждения - бессердечный и высокомерный Печорин? Если вызывал, то вы – человек империи.

Империя не любит свободомыслия. Она не чтит диссидентов. Ей чуждо внеклассовое творчество. И она не терпит пререканий.

В этом смысле современный житель Крыма обладает гораздо большей свободой выбора, чем гражданин Российской империи.

Приведу пример.

Что будет с российским солдатом, если он перейдет на сторону потенциального противника? Достанут и жестоко накажут или даже уничтожат. А что будет с украинским солдатом, если он перейдет на сторону местной - читай, российской - армии в Крыму? Повышение в зарплате – это как минимум. А то еще и квартиру дадут в Севастополе.

Украинский боец имеет право дезертировать, а русский – не имеет. Могущественная империя ему этого не позволит. И эта тенденция сегодня набирает обороты во всех сферах российской жизни, включая сферу искусства и идеологии. Дезертирство – это фактор свободы. И в империи этому фактору нет места.

В цивилизационном и психологическом аспекте имперскому противостоит местечковое или хуторское. Хутор – это автономное индивидуальное хозяйство. Это работа на себя. Это жизнь по принципу «моя хата с краю». Это сытость. Это семейный эгоизм. Это заначка. И это независимость.

Хуторянин лоялен любому геополитическому режиму (кроме того, который хочет хутор у него отобрать или сжечь). Речь Посполитая, Австро-Венгрия, Россия, Османская Империя, Евросоюз – не важно. Главное, чтоб заначка поглубже лежала. Ибо именно она, родимая, в конечном счете и обеспечивает хуторянину ту самую независимость и устойчивость, благодаря которой он выживает на территории Украины уже не одно столетие.

Среди современных крымчан любой национальности, включая крымских татар, людей «хуторского» склада огромное количество. У них есть свой устоявшийся бизнес, свои завязки на Киев и другие регионы Украины, свои проверенные поставщики и партнеры по бизнесу, свои прикормленные силовики и свои друзья в администрации. А тут - Россия, пугающая бескрайним имперский простором и новыми неизведанными рисками. Но одновременно притягивающая и новыми возможностями.

За что ему голосовать? Куда ставить заветную галочку?

Украинское или русское?

Здесь кроется еще один подвох, связанный с национальной идентификацией.

Последние события породили в РФ необычайный подъем русского национального патриотизма. По всей России проходят массовые митинги в поддержку «нашего русского Крыма» и русскоязычного населения, там проживающего, и в этом смысле русское следует понимать как выражение имперского, ибо сегодня визуально трудно отличить одно от другого, да в России, этого различия, похоже, никто делать и не собирается.

Допустим, вы чистокровный русский. Вы проживаете в Крыму. И вам надоела эта чертова мова, которую навязывали более 20 лет по радио и ТВ. Тогда все понятно. Вы идете укреплять блокпосты, ловить бандеровцев и ставить галочку в первом квадратике. А как быть, если вы наполовину русский и наполовину украинец? В какой квадратик ставить галочку?

Я с этой линией разлома сталкивался уже много раз. И проходит она не только по нашим душам, но и по нашим семьям, по нашим родителям, женам, детям.

- Папа, а зачем мы столько лет украинский учили?

- Ты забыл, что у тебя бабушка с Украины?

Честнее всего было сказать сыну правду: «Мы, сынок, семья приспособленцев. Мы хотели, чтобы ты карьеру сделал. В Киев поехал. Домик нам купил на старости лет». Но папа молчит. Ему стыдно за свое малодушие и беспомощность. А сыну стыдно за отца. Ему хочется, чтобы папа был имперским героем, а папа - типичный хуторянин.

Показателен случай, произошедший на лекции в одном из севастопольских вузов. Девочка поднимает руку и говорит: "Я хохлушка. Я против Путина". На следующий день Турчинов официально объявил, что не будет вводить украинские войска на территорию Крыма. Та же девочка заявила: "Ой, ну тогда я российское гражданство пойду получать".

Ей напомнили:

- Так ты же хохлушка!

- А вы что, русские нацисты?

Поэтому я не удивлюсь, если проголосовавших «за Россию» будет не 75 %, как прогнозируют, а все 95 %.

Путин или «чуваки с Майдана»?

Любой политический проект персонифицирован. Это закон рынка: нет бренда - нет маркетинга. Нет маркетинга - нет коммерции. Нет коммерции - нет политики.

С одной стороны, бренд явный и хорошо продаваемый – Путин. А с другой? Единого персонифицированного бренда Майдана нет. Тягнибок, Ярош, Турчинов, Яценюк? Юля на коляске? Саша Белый с автоматом? Все они для рядового крымчанина «чуваки с Майдана». И отношение к ним может быть очень разное:

- Это новое антикоррупционное правительство, и им нужно дать шанс (ну только, может быть, без явных нацистов).

- Подонки недобитые. Не пустим заразу в Крым.

- Янукович хоть и воровал, но при нем хотя бы какое-то спокойствие сохранялось. А эти что?

- Ну их всех на фиг, буду сидеть дома и смотреть, как события развиваются.

Если брать основных персон Майдана, то они тоже очень разные и не могут быть составляющими единого политического бренда. Юля – «заговоривший политический труп. Зачем она нам?». Яценюк – «бойскаут в детских шортиках цвета американского флага. Разве это лидер?». Турчинов – «мутный тип, серый кардинал Тимошенко». Тягнибок, Ярош и Саша Белый – «люди из бандеровских 50-х и чеченских 90-х. Разве нам нужна такая Украина?».

А теперь представьте, как трудно определится крымчанину. И какую ответственность ему придется на себя брать, идя на референдум.

Я, как и очень многие крымчане, которым больше сорока, устал еще от советской империи. И поэтому не хочу в новую имперскую Россию. С другой стороны, моя тихая многовекторная хуторская Украина умерла и видимо уже никогда не воскреснет. А новой я боюсь. Она мрачная и безысходная в своем хаосе.

Что мне делать? В воскресенье я как все пойду голосовать за воссоединение с Россией.

А потом уеду в Грузию. К своим друзьям, под Кутаиси. Насовсем.

Игорь Коровин