Posted 25 марта 2014,, 16:15

Published 25 марта 2014,, 16:15

Modified 31 марта, 14:24

Updated 31 марта, 14:24

Патриотизм, реализм и космос

25 марта 2014, 16:15
Сегодня о российской космонавтике в рунете имеется два мнения: “мы в космосе первые” и “мы в космосе последние”. Оба эти мнения неверны.

Сегодня о российской космонавтике в рунете имеется два мнения: “мы в космосе первые” и “мы в космосе последние”.

С “последними” всё достаточно ясно: если не интересоваться космонавтикой, а поверхностный взгляд формировать из просмотра популярных СМИ, то перед глазами встают картины взрывающихся ракет и коррупционные скандалы. К примеру, прошлогоднее падение “Протона” затмило в информационном поле остальные три десятка успешных запусков. То же самое касается и раздувания новостей о коррупции в Роскосмосе. Она, конечно, есть, но, несмотря на нее, отрасль работает и развивается, хоть и не так быстро, как хотелось бы.

Сегодня я хотел поговорить о “мы впереди планеты всей”. Вполне объективные показатели: лидирующие положение на мировом рынке космических запусков, стабильно надежное обеспечение пилотируемой программы МКС, экспорт ракетных двигателей, ракет и разгонных блоков, позволяют России находиться в списке ведущих мировых космических держав. Но те, кому известны эти факты, ударяются в обратную крайность - полагают, что Роскосмос занимает верхнюю ступеньку космического пьедестала.

Тем кто так заблуждается, приведу простые факты, которые не вяжутся со званием лидера:

Во-первых: Россия не имеет ни одного действующего космического аппарата за пределами околоземной орбиты. Во-вторых: за все время своего существования Российская Федерация предприняла всего две попытки покорения межпланетного пространства, и обе завершились в Тихом океане. По межпланетной программе Россию обходят даже Китай и Индия. В-третьих: на общем мировом рынке космических услуг Россия занимает 2-3% (это если с запусками считать). В-четвертых: 75% электронных комплектующих в российских космических аппаратах - иностранного производства (в основном США и Европы). В-пятых, один из самых долгоживущих отечественных аппаратов - "Ресурс-ДК" - разменял только восьмой год, по сравнению с Voyager - это просто насмешка.

Для наглядности можно взглянуть вот эту инфографику, составленную в сообществе Открытый космос Вконтакте:


.


Она устарела на год, но за 2013 год прибавились аппараты США (LADEE, MAVEN), Индии (Mars Orbiter mission), Европы (
) и два Китая (Chang’e-3 и Yutu). При составлении схемы пришлось во врезке справа добавить ракеты, чтобы был повод Россию вспомнить - некоторые европейские аппараты выводились нашими ракетами. Разгонные блоки “Фрегат” рядом с Венерой и Марсом сейчас
самыми далекими изделиями России в космосе. Разумеется, они не активны и фактически представляют собой рукотворные астероиды.


Но сегодня подробнее я хочу поговорить об одной любимой теме ура-патриотов - о российских двигателях, без которых якобы не летают американские ракеты. В нынешней политической ситуации снова обострились противоречия между странами, стало модным слово “санкции”, и о свертывании российско-американского космического сотрудничества заговорили не только в Интернете, но и Сенате США и Совете Безопасности РФ.


Новая волна шума поднялась, когда американцы
о прекращении поставок своих электронных компонентов для российских военных спутников. Тут же в умах “патриотов” возникли мысли о “симметричном ответе”, которые вылились в болтовню: “прекратим поставки своих ракетных двигателей, не будем возить американцев на МКС, и NASA сразу загнется”.


Разберемся с обоснованностью подобных рассуждений.

Сегодня два российских предприятия поставляют двигатели для американской космической программы. Это химкинское НПО "Энергомаш" с РД-180, и самарское НТК им. Н.Д. Кузнецова с НК-33. Первый двигатель - это "ополовиненый" РД-170, который создавался для программы "Энергия-Буран" - самый мощный ракетный двигатель в истории. Второй - двигатель, создававшийся для советской лунной пилотируемой ракеты “Н1” - до сих пор самый лучший, в соотношении вес/тяга.

Чтобы проверить, насколько сильно космонавтика США зависит от российских двигателей, достаточно сравнить основные “рабочие лошадки” американского космоса. Для этого я подготовил наглядную схему со средними и тяжелыми ракетами, которые сейчас обслуживают NASA и Пентагон. Масштаб изображений не соблюден, перечисление по возрастающей, от легких к тяжелым.



Delta2n




Delta4Hn




Как видим, только самая легкая (из средних) и самая тяжелая ракета зависят от российских двигателей. Поэтому прекращение их поставок не нанесет существенного вреда заокеанской космонавтике, зато лишит российские предприятия существенного дохода. К примеру 1 НК-33 стоит 1-1,5 млн. долларов. Для каждого пуска Antares их нужно две штуки. Во многом благодаря американской космической программе, в Самаре возобновляют производство этих двигателей, хотя изначально компания Orbital Sciences рассчитывала только на те агрегаты, которые хранились “в масле” со времен лунной гонки.


РД-180 стоит в десять раз дороже, и вообще сейчас полностью загружает мощности “Энергомаша”. Эти двигатели настолько хороши, что из-за них Orbital Sciences подала в суд на United Launch Alliance, обвиняя последних в монополизме. Причину такой страсти к химкинском изделиям лучше всего
главный исполнительный директор United Launch Alliance Майкл Гасс: “
В России сделали то, о чем наши учебники говорят: “Это невозможно”
”. Но тут речь идет о соотношении цена/качество/эффективность, а не о том, что в США вообще не осталось ракетных двигателей.


Допустим, прекратит Россия поставки двигателей, ну, порадуются наши “патриоты” пятнадцать минут, и забудут. А потом деньги NASA и Пентагона пойдут в американскую экономику, на более дорогие, но свои двигатели, и на разработку новых. Сейчас же они идут в экономику России, поддерживают и развивают нашу промышленность.


Более того, прекращение экспорта двигателей для ULA и Orbital Sciences сыграет на руку их конкуренту - компании SpaceX, которая совсем недавно вырвалась на рынок космических запусков, и намерена сократить на нем долю Роскосмоса. То есть прекратив поставки двигателей, Россия умудрится пнуть себя дважды.


Вообще сотрудничество в космосе последние два десятилетия - пожалуй, один из лучших и эффективных примеров совместной работы США и России, со времен Антигитлеровской коалиции. Они платят за двигатели, за полеты своих астронавтов на орбиту, бесплатно устанавливают наши научные приборы на свои исследовательские аппараты на Марсе и Луне, вместе изучаем Вселенную в проекте “
”... Поэтому губить такое взаимодействие в угоду политической ситуации было бы большой ошибкой, как бы этого ни хотели любители кваса, матрешек и балалаек.

Прочитать оригинал поста блогера zelenyikot с комментариями читателей его блога можно здесь.