Posted 7 апреля 2014,, 10:16

Published 7 апреля 2014,, 10:16

Modified 30 января, 21:23

Updated 30 января, 21:23

Чему нас учит «Комсомолец»

7 апреля 2014, 10:16
Сергей Лесков
Неуправляемость и слабость государства неизбежно ведут к техногенным авариям с тяжелыми последствиями и человеческими жертвами. Это главный вывод из трагедии на уникальной атомной подводной лодке «Комсомолец», погибшей четверть века назад.

7 апреля – день трагической гибели АПЛ «Комсомолец» и день памяти погибших моряков-подводников. Атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула в 1989 году на боевом дежурстве в Норвежском море в 800 километрах от родных берегов. На «Комсомольце» погибли 42 подводника, в том числе командир – капитан первого ранга Евгений Ванин. Все моряки посмертно награждены орденом Красного Знамени. В Никольском морском соборе Санкт-Петербурга установлена мемориальная доска. Всего за послевоенное время у нас погибли примерно тысяча подводников, 12 подводных лодок, из них семь атомных. В шести катастрофах экипажи гибли вместе с кораблем в полном составе.

Большинство моряков «Комсомольца», которых не удалось спасти, лежат на дне Норвежского моря. Капитан Васин и еще два моряка, покинувшие лодку последними, остались в затонувшей спасательной камере, поднять которую до сих пор не удалось. Еще три моряка, включая капитана третьего ранга Анатолия Испенкова, который до последней минуты героически не отходил от дизель-генератора, погибли на борту лодки. Большинство моряков утонули в ледяной воде, так как не были ничем защищены. При этом спасатели подошли к месту гибели уже через час после того, как «Комсомолец» ушел под воду.

Поднять саму подводную лодку не получается, существует опасность разлома корпуса с выходом радионуклидов в окружающую среду. При спокойном положении погибшей субмарины опасность радиоактивного заражения моря оценивается экспертами в мизерных величинах. Кстати, на морском дне покоится несколько атомных реакторов. В том числе, реактор первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Но на «Комсомольце» имелся также ядерный боезапас. Его контакт с соленой водой более вероятен. Но в этом случае технологические особенности боеголовок, по заверениям конструкторов, не приведут к заметному загрязнению окружающей среды.

Надо сказать, что российские глубоководные аппараты, прежде всего, знаменитые батискафы «Мир», производят регулярный мониторинг состояния корпуса подлодки «Комсомолец». При последнем визите обнаружилось исчезновение некоторых важных деталей субмарины и контрольного оборудования. Вряд ли грабежом в 400 километрах от ближайшего берега занимаются самодеятельные ныряльщики. Остается надеяться, что у охотников за ракетами с ядерным боезарядом не хватит технической оснащенности, чтобы украсть «Комсомолец» со дна морского.

В январе 1959 года вышло постановление Совета Министров СССР о том, что на вооружение принята первая отечественная атомная подводная лодка К-3. Построить первую атомную бомбу советским ученым помогли данные разведки, но с атомной подлодкой мы обошлись без всяких подсказок. И сделали это быстрее США, которым для создания натурного стенда потребовалось шесть лет, а СССР – всего три с половиной года.

В 1962 году атомная подлодка дошла до Северного полюса, и ей первой на флоте присвоили собственное имя – «Ленинский комсомол». Так назывался боевой корабль, который погиб в 1943 году. «Ленинский комсомол» так хорошо служил, дал начало самому многочисленному отряду советских атомных субмарин, что без «Комсомольца» было никак не обойтись.

Но это был качественный шаг вперед. Тактико-техническое задание на новую атомную подлодку было получено в тех же 1960-х годах, но это была субмарина совершенно другого поколения, она опережала время на четверть века. И это говорит о том, какими семимильными шагами развивалась в СССР техническая мысль. «Комсомолец» был собранием уникальных, как сказали бы сейчас, инновационных решений. Впервые лодка была сделана из легкого и прочного титана, что позволило установить непревзойденный до сих пор мировой рекорд погружения – 1200 метров. На рабочем ходу субмарину с ядерными ракетами нельзя было обнаружить никакими средствами, она была неуязвима для любого неядерного оружия.

Проектирование завершилось в знаменитом ЦКБ «Рубин» в 1974 году, строилась подлодка в Северодвинске на «Севмашпредприятии» и была спущена на воду в 1983 году. До трагедии в 1989 году лодка несколько раз выходила на боевое дежурство, и всегда ее эксплуатационные характеристики оценивались экипажем высоко. Однако в 1989 году основной экипаж отдыхал, и на боевое дежурство вышел сменный экипаж. По некоторым данным, сменный экипаж в 1988 году прошел переподготовку в учебном центре и получил низкие оценки по борьбе за живучесть корабля – средний балл 2,7. Кроме того, 25% офицерского состава имели всего годичный опыт службы на атомном флоте.

Плохое знание матчасти могло привести к тому, что 7 апреля экипажу не удалось спасти корабль (хотя пожары на подлодках не редкость), а при эвакуации моряки не надели гидрокостюмы, теплое белье, совершили ошибки при использовании всплывающей спасательной камеры.

Но есть ответные претензии моряков к конструкторам - как вообще могла затонуть субмарина, где работал дизельный генератор, все системы электропередачи и электроосвещения, оставался неизрасходованный запас воздуха высокого давления для вытеснения воды из отсеков, были исправны все средства борьбы за живучесть? Через четверть века разбираться во взаимных упреках бессмысленно. Истину надо было искать по горячим следам. Впрочем ,7 апреля 1989 года многие члены экипажа проявили настоящий героизм и высокий профессионализм.

Но почему до сих пор история гибели подлодки «Комсомолец» окутана тайной? 1980-е годы – эпоха бурных политических перемен. И одновременно эпоха страшных техногенных катастроф с большими человеческими жертвами. Мы помним сегодня лишь Чернобыль, но ведь были еще взрыв двух поездов в Башкирии из-за утечки газа, гибель теплохода «Адмирал Нахимов», радиационная авария в бухте Чажма на Дальнем Востоке, катастрофа поезда со взрывчаткой в Арзамасе, гибель атомной подлодки К-219 в Атлантике…

Техногенные аварии стали восприниматься как печальная неизбежность. Комиссии не успевали разораться с одной катастрофой, как страну потрясала новая трагедия. Если каждый раз рубить головы и наказывать виновных, работать некому будет.

В случае с АПЛ «Комсомолец» правительственная комиссия предпочла не докапываться до истины, спустила дело на тормозах. Кстати, во главе комиссии стоял секретарь ЦК КПСС Олег Бакланов, который через два года стал членом ГКЧП. Бедлам в политике всегда идет рука об руку с бедламом в промышленности. По печальному опыту 1980-х мы видим, что неуправляемость и слабость государства неизбежно ведут к техногенным авариям с тяжелыми последствиями и человеческими жертвами. Может быть, это главный вывод из трагедии на уникальной атомной подводной лодке «Комсомолец», рекорды которой держатся до сих пор. Не забыть бы уроки…

Сергей Лесков