Posted 16 апреля 2014,, 17:21

Published 16 апреля 2014,, 17:21

Modified 31 марта, 14:02

Updated 31 марта, 14:02

Донбасский пат

16 апреля 2014, 17:21
Главная проблема ситуации в том, что заинтересованные стороны не хотят слышать друг друга уже очень давно. А залог успешных переговоров – это принятие и уважение интересов оппонента, даже если они тебе противны.

В Донбассе ситуация, конечно, патовая. Никто реально ничего не понимает, я тоже не уверен, что понимаю лучше кого-то, но все же попробую разложить все по полочкам. В таком положении прогнозы - дело неблагодарное, все меняется в момент одним непредсказуемым действием. Я думал, что пик мы прошли, а на выходных случилось резкое обострение. Поехали:

1) Главная проблема ситуации в том, что заинтересованные стороны не хотят слышать друг друга уже очень давно. Говорят, что евреи потому так хорошо живут, что умеют договариваться. А залог успешных переговоров – это принятие и уважение интересов оппонента, даже если они тебе противны. Так вот – там, где не договариваются – там стреляют.

2) Давайте мыслить логически, какие игроки сейчас представлены на арене (это здорово проясняет ситуацию):

Новая власть в Киеве – она не имеет ни ресурсов, ни понимания, что делать на Востоке. Их задача усмирить регион – за последние три недели задача эволюционировала от «сделать Донбасс верным вассалом» до «ладно, мы согласны на ваши условия, только не бунтуйте». Я упростил специально, сейчас детали не важны. Одновременно с этим, Киев не всегда понимает, что в регионе 80% проблемы – это «местные», в чьих глазах Киев не легитимен и лишь 20%, а то и меньше, Россия и лично ВВП). Так вот, смена власти вызвала здесь реальное возмущение. Майдан выпустил джина из бутылки и, несмотря на все благородные побуждения, именно он привел к накалению на Востоке. Нужно это просто принять. Только время лечит такие вещи.

В Киеве на Власть давит Майдан – та его радикальная часть, которая не верит в переговоры, а считает, что нужно выжигать несогласных каленым железом. На мой взгляд, это деструктивная сила, которая мешает переговорам. Те, кто называет весь Донбасс биомассой – фашисты, и с ними нужно бороться. Не кормите эту силу агрессивными постами в фейсбуке. Не создавайте дополнительные причины для конфликта.

А еще есть Юля. Она очень не любит Донбасс, который отвечает ей взаимностью. У нее нет шансов на президентство. Зато она очень комфортно чувствует себя, когда вокруг полный ад. Как у себя дома. Может, поэтому Киев часто ведет себя так странно? Ей сейчас это выгодно.

В Донбассе есть народ (как бы странно это сейчас ни звучало) – в большой своей массе люди напуганы, не понимают, что происходит, над ними довлеют мифы разной степени идиотичности (от автобусов с бандеровцами, до искажения слов Фарион, сказанных взаправду). Реальная поддержка ухода в Россию среди населения где-то 18% (в то время как за единую Украину более 60%). Еще плюс 12-15% просто не любят новую власть в разной степени жесткости, но в РФ не хотят. С этим, вообще-то, нужно было работать все 23 года независимости, а не грести всех под одну гребенку. Именно РЕАЛЬНАЯ поддержка среди населения, а не ростовские гастролеры делают возможным контр-революцию в Донбассе.

В том же самом народе 10% очень патриотически настроенной прослойки, которая может стать опорой в регионе. Не для новой власти, а вообще для строительства нового государства (не ДНР, само собой).

Еще 50-60% вообще уже потеряны и нифига не понимают. Они уже хотят, чтобы все закончилось. Они сейчас не субъект. Но среди них нужно тоже проводить информационную работу и искать союзников.

Есть местная элита. Она тоже разная. Начнем с тех, кто “мутит воду” – это ментовско-прокурорская тусовка, плотно засевшая в регионе и привыкшая считать его своим. Именно полная лояльность этой тусы к Семье и лично ВФЯ лежит в основе всего, что здесь происходит. Батя крепко держит их за яйца и именно это так невыгодно отличает нас от Днепропетровска и Харькова. При этом рядовой и даже средний состав силовиков – это тоже простые люди, с которыми надо вести диалог, объясняя, что реально происходит. Например, сказать, что в состав России никто не войдет и надеяться на это глупо. Их руководители по итогу сбегут, а им тут жить. Это отрезвляет. Что делать с этой тусой – договариваться. Вести просвещение. Им нужно напоминать, чем они рискуют. Не угрожать им силой – силы не хватает для такого, а просто вежливо говорить, что в Приднестровье элиты нет. Есть криминалитет. Они хотят такого даунгрейда?

Криминалитет, кстати, есть и у нас. В камуфляже в Славянске стоит енакиевская братва и местные криминалы, а не российские ГРУшники (может, они и есть, но реального пруфа я не видел).

Вторая часть элиты – это лично РЛА (плюс его группа влияния). Он уже далеко не бандит и вообще он очень умен. Его бизнес полностью легален. Он абсолютно не заинтересован в отделении региона. В его бизнесе ключевым для генерирования денег является доступ к дешевому сырью с ГОКов в центре Украины. Отделение Донбасса может перерезать эту схему. Ахметов этого точно не хочет. Равно, как не хочет и в Россию. На его уровне вообще не нужно резких движений. У него есть пряник и для Путина, и для Яценюка, и для Януковича. Тем не менее, даже Ахметов чувствует себя проигравшим от Майдана. С Батей поступили не по-пацански. Думаю РЛА и БВК это не одобрили. Открыто кинуть ВФЯ они тоже не могут (не знаю почему, лично не общался) – и кроме всего, наверное, они тоже не решили свои переговорные задачи с Киевом. РЛА – ключевое лицо переговоров. Кстати, эти люди, насколько мне известно, достаточно спокойны. Причина этого мне не ясна.

Остальная часть местной элиты – я их всех запихнул в один сегмент. Тут много разных персонажей. Им просто нужно озвучивать те же риски, что и остальным. Сбежать отсюда они, конечно, смогут. Но уже будут не респектабельными бизнесменами, а эмигрантами.

Россия. Тут все сложно. С одной стороны, глупо не признавать, что интересы РФ в регионе были, есть и будут, а противодействовать им с точки зрения силы мне представляется маловозможным. С другой – сейчас они страшилка для страны, и новая власть делает на это слишком большой упор. Не было бы тут местных «терок» - никакая Россия не смогла бы мутить воду. Главное, что нужно знать – это то, что один Донбасс им не нужен. Во-первых, реально не нужен. Во-вторых, есть Осетия и Абхазия, которые будут очень удивлены, если примут Донбасс, не приняв их.

3) Что делать-то? Призывы вооружить патриотов и послать стрелять в сепаратистов лично я расцениваю, как призыв к гражданской войне. Натравить армию на восставших, сказав, что это не местные, а российский спецназ? Представляете, что тут начнется после того, как погибнет первый местный ополченец? Тогда Россия войдет сюда уже не с вторжением, а с реальной миротворческой миссией.

Короче, как бы странно это ни звучало, учитывая ситуацию – нужно ждать и договариваться. Обещать локальной договороспособной элите то, что она хочет услышать (без фанатизма), не раскачивать эскалацию. С силовиками вести пропаганду – объяснять, что кроме профита в жизни еще бывают риски и иногда лучше об этом подумать сразу, а не потом. Сепаратисты перегниют внутри. Там не все оголтелые – радикалы устали сидеть без движения, а тот движ, которого они хотят, нужен не всем. Турчинов согласен на референдум и децентрализацию – это многих успокоит. А тех, кого не успокоит, нужно держать на мушке. Как только они захотят экшна – а это случится – нужно их нейтрализовывать или ликвидировать (это в крайнем случае). Пару таких ситуаций должны здорово отрезвить людей.

Кстати, о людях – время лечит. Истерика не может быть вечной. Успокойте людей. Говорите с ними, каждый на доступном ему уровне.

Если не делать всего этого – тогда точно война.

Простым людям нужно думать о себе – быть осторожными и запастись необходимым. Не паниковать. Не нагнетать. Продолжать жить, пока ничего непоправимого не случилось.

Энрике Менендес

Прочитать оригинал поста блогера Энрике Менендес с комментариями читателей его блога можно здесь.