Posted 6 мая 2014,, 10:03

Published 6 мая 2014,, 10:03

Modified 31 марта, 13:44

Updated 31 марта, 13:44

Будущее Украины - неуправляемый хаос?

6 мая 2014, 10:03
Ситуация на Украине, похоже, вышла из-под контроля как Киева, так и Москвы. Тон с обеих сторон начинают задавать крайние радикалы. В новейшей истории стран бывшего СССР подобное уже было, и ничего хорошего с собой не несло.

Трагические события последних дней на Украине не оставляют сомнений: события в этой стране вышли из-под контроля как Киева, так и Кремля (если, действительно, допустить, что Владимир Путин пытался управлять действиями противников новых украинских властей). Тон с обеих сторон начинают задавать крайние радикалы. Подобный сценарий мне приходилось наблюдать и в других «горячих точках» СНГ, но в Украине все может получиться еще страшнее.

Надо признать, что любой конфликт на территории бывшего СССР всегда осложняла вовлеченность в него российских «добровольцев». Среди них, разумеется, всегда были и агенты российских спецслужб, как правило профессиональные военные. Такие как офицеры прибалтийских ОМОНов, перебравшиеся в самопровозглашенную Приднестровскую республику, славянская охрана противостоящего в 1994 Джохару Дудаеву другого «чеченского президента» Умара Автурханова и другие.

Однако, по моим наблюдением, количество таких людей среди добровольцев составляет ничтожно малую часть. Большинство же из них приезжают на войну «по зову сердца». Впервые я столкнулся с этим типом людской породы в Абхазии. На свою беду я чем-то не понравился пьяному казачьему атаману Васильеву, воевавшему на стороне абхазов, и он решил пошутить. Дико хохоча, бравый вояка трижды дал автоматную очередь поверх моей головы.

Все это происходило на территории российского военного санатория, охраняемого бравыми российскими десантниками. Увы, военные не могли мне помочь. Прибежавший на выстрелы молодой лейтенант не сумел уговорить кубанца прекратить упражнения в стрельбе. “Он мог запросто тебя убить. Атаман стрелял на отлет, держа автомат в дрожащей руке, а пьяному человеку ничего не стоит промазать. Этих людей поселили сюда по указанию нашего Министерства обороны, хотя они не являются военнослужащими. Каждый вечер они устраивают пьяный дебош со стрельбой, мы ничего не можем с ними поделать”, — жаловался мне офицер.

Этот тип добровольцев попадался мне практически во всех горячих точках распавшейся империи. Было бы неверным утверждать, что все эти "экстремалы" – уголовники. Среди них есть и идейные борцы, романтики, искатели приключений. Наиболее точно определил эту породу человечества историк Василий Ключевский, использовав термин “пограничные люди”. То есть те, кто не может найти свое место в устоявшейся жизни, а ищет себя лишь в экстремальных ситуациях, осваивая новые, еще “не порабощенные” цивилизацией территории.

Однако, вне зависимости от того, как относиться к таким людям, очевидно одно: они малоуправляемы. Даже если некое начальство из Москвы и пыталось руководить ими, в реальности сделать это было практически невозможно. Так что заигрывание с такими типами, попытка их использования — огромная ошибка. Одну такую в Москве уже допустили, покровительствуя лидеру отряда конфедерантов в Абхазии Шамилю Басаеву – впоследствии самому известному в России террористу.

Достаточно сложно управлять и местными «сепаратистами». Даже, если из Москвы и удается контролировать их верхушку, на местном уровне неминуемо появляются полевые командиры, способные на самые дикие и непредсказуемые поступки. Так лидером вооруженных отрядов сепаратистов в городе Бендеры во время приднестровской войны стал бывший «афганец» Юрий Костенко, прозванный «батькой». Если бы не война в Приднестровье, то, скорее всего, Костенко всю жизнь бы занимался ремонтом автомобилей, и не помышляя о подобной «карьере». Но в то время потребовались, именно такие люди, как бывший спецназовец.

Юрий Костенко создал отряд из таких же отчаянных и не слишком щепетильных людей, как он сам. Среди его бойцов было много уголовников, а мародерство защитники Бендер воспринимали как «контрибуцию». Суды над задержанными Костенко считал излишним гуманизмом. «Батька» вместе со своей «боевой подругой» Татьяной собственноручно допрашивал пленных и сам выносил приговор - как правило, смертная казнь. Увещевания же приднестровских властей «умерить пыл и действовать более цивилизованно» бывший афганец попросту игнорировал.

Похоже сегодня тот же тип людей начинает задавать тон и в Восточной Украине. Так, очевидно, что «арест» так называемым «народном мэром» Славянска, и, кстати, тоже афганцем, военных наблюдателей ОБСЕ был чрезвычайно невыгоден Кремлю, но... он произошел.

Ничего хорошего нельзя сказать и о представителях другой стороны конфликта. Одесская трагедия уже продемонстрировала, что национальные радикалы способны на чудовищную жестокость. Увы, скорей всего, именно эти люди станут главной силой в борьбе с «сепаратистами». Украинская армия (где к тому же значительная часть военнослужащих сочувствует «федералистам») вряд ли может быть боеспособной. И тогда на первый план неминуемо выдвигаются радикалы, и утверждения кремлевской пропаганды о ведущей роли «Правого сектора» в украинском конфликте становятся верными.

Скорее всего, здесь произойдет тоже, что и в Грузии после свержения Звиада Гамсахурдиа. Тогда основу новой грузинской армии составляли вооруженные соединения добровольцев. Наиболее боеспособным из них был отряд "Мхедриони", возглавляемый вором в законе и по совместительству профессором искусствоведения Джабой Иоселиани. Эти "воины", одетые в самую разнообразную и нелепую амуницию (мне приходилось видеть боевиков, выряженных в ковбоев), занимались не столько восстановлением территориальной целостности, сколько личным обогащением. "КамАЗы" с награбленным непрерывным потоком шли в сторону Тбилиси.

Расположившись в домах предусмотрительно сбежавших местных жителей, "солдаты" растапливали печки хозяйской мебелью. Степень «расслабленности» была столь велика, что «грузинские патриоты» ленились выходить на улицу и справляли нужду прямо в комнате. При этом совесть «освободителей» была чиста: ведь в Мингрелии, по их мнению, жили «ненастоящие грузины».

Проецируя все это на Украину, рискну сделать предположение: возможно, эту страну ожидает такой хаос, что в этой ситуации российскую оккупацию Юго-Востока воспримут как благо даже явные противники Кремля. Как знать, не на это ли рассчитывает опытный стратег Владимир Путин?

Хотя — с другой стороны — зачем ему еще одна Чечня?

Игорь Ротарь