Posted 19 мая 2014,, 14:22

Published 19 мая 2014,, 14:22

Modified 31 марта, 13:32

Updated 31 марта, 13:32

«Твиттер» - контрреволюция

19 мая 2014, 14:22
Российская власть пока не может определиться с тем, надо ли как в Турции или Китае блокировать доступ к социальным медиа. Однако движение в этом направлении уже идет. Первые шаги по ограничению соцсетей ожидаются этой осенью.

Российская власть пока не может определиться с тем, надо ли как в Турции или Китае блокировать доступ к социальным медиа. Однако движение в этом направлении уже идет. Первые шаги по ограничению «иностранных» соцсетей ожидаются этой осенью.

Скандал вокруг сервиса микроблогов «Твиттер», стал, пожалуй, самой «высокопоставленной» дискуссией о судьбе российского интернета за последние месяцы. Активное участие в ней принял председатель правительства Дмитрий Медведев. В «табели о рангах» выше только президент Владимир Путин, но он, как известно, социальными сетями не пользуется.

Что касается премьер-министра, то он отозвался на резкое заявление замглавы Роскомнадзора Максима Ксензова. Этот чиновник, напомним, в интервью газете «Известия» сообщил, что «Твиттер» сознательно провоцирует российские власти, недостаточно сотрудничая с ними, и тем самым добивается ограничения доступа к сервису на территории страны. И иностранцы рано или поздно допрыгаются, намекнул Ксензов, поскольку терпения российской власти не безгранично. Если будет решено, что «последствия от «выключения» социальных сетей будут менее существенными по сравнению с тем вредом, который причиняет российскому обществу неконструктивная позиция руководства международных компаний», то с «Твиттером» поступят «по закону». Это несложно, Роскомнадзор, по словам замглавы ведомства, хоть завтра может «в течение нескольких минут заблокировать «Твиттер» или «Фейсбук» в России».

Какое-то время после выхода интервью все были уверены, что речь идет, максимум, о личной позиции Максима Ксензова. Ведь Россия, как по-прежнему представляется большинству отечественных интернет-пользователей, гораздо демократичнее Китая и даже Турции. Однако после того как пресс-секретарь Роскомнадзора подтвердил, что речь идет именно об официальной позиции ведомства, медиа-пространство буквально взорвалось.

На заявление Ксензова активнее всего реагировали, разумеется, сами пользователи социальных медиа. Иногда их комментарии изобиловали нецензурными выражениями, что нарушало закон, за соблюдением которого ревностно следит как раз Роскомнадзор.

Официальные лица, разумеется, высказывались заметно аккуратнее. Но тех из них, кто высказался, перспектива, озвученная Ксензовым, также не порадовала. В пользу соцсетей, хоть и весьма обтекаемо, выступил, в частности, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Использовать пробелы в законодательстве и двойное прочтение тех или иных моментов для гонений на СМИ или социальные сети недопустимо», - заявил он. «В этом процессе как контролирующие органы должны проявлять максимум ответственности, так и социальные сети должны проявлять максимум ответственности на предмет соблюдения законодательства», - цитирует слова пресс-секретаря главы российского государства русский Forbes.

В принципе, в обычной ситуации хватило бы уже и этого комментария, чтобы считать, что в ближайшем будущем приостановка работы соцсетей на территории России нам не грозит. Однако по теме счел необходимым дать свой комментарий Дмитрий Медведев. «Отдельным чиновникам, отвечающим за развитие отрасли, надо иногда включать мозги», - заявил премьер. И добавил, что не стоит «давать интервью, объявляющих о закрытии соцсетей».

Это заявление, казалось бы, закрыло дискуссию. Ведь Владимир Путин промолчал, а больше никто в российской властной иерархии не станет спорить сразу с Песковым и Медведевым. И действительно, Минсвязи даже начало расследование в связи с неосторожными заявлениями Ксензова и у Роскомнадзора, а в особенности заместителя главы ведомства, ожидаются административные проблемы.

Однако не исключено, что «единый фронт» в защиту социальных медиа - лишь видимость. Во-первых, нашлись блогеры, которые весьма жестко высмеяли комментарий Дмитрия Медведева. В частности, известный медиа-деятель Ашот Габрелянов в своем «твиттере» написал, явно пародируя заявление премьера, что «отдельным чиновникам, отвечающим за развитие страны, надо иногда выключать «Фейсбук».

Во-вторых, заявление Максима Ксензова вряд ли случайно совпало с целым рядом иногда юмористических, а иногда вполне серьезных инициатив по преобразованию Рунета. Самая громкая из несерьезных идей связана с предложением просто сделать отдельное российское виртуальное пространство под названием «Чебурашка», чтобы освободиться от «проекта ЦРУ», которое якобы инициировало создание Интернета. Все посмеялись, но мало кто обратил внимание на то, что таким образом в общественной дискуссии в принципе появилась тема создания собственного виртуального пространства, отдельного от основного мира.

Заметно более серьезное событие - отмена анонимных платежей через интернет. Эта норма начала действовать как раз на днях и серьезно ограничивает развитие интернет-проектов и их коммерциализацию в Рунете. Сюда же стоит отнести приравнивание к СМИ тех блогеров, общее количество читателей которых превышает определенное число.

Есть и третий серьезный фактор - слухи о подготовки к дальнейшему «закручиванию гаек» в Интернете уже осенью 2014 года. В частности, в отношении социальных сетей. Источник «Росбалта», близкий к одной из российских компаний, занимающихся анализом виртуального пространства, предполагает, что, судя по данным исследований блогосферы и всего Рунета, которые заказывают сегодня госструктуры, речь идет именно о подготовке к ограничению для россиян возможностей пользоваться «зарубежными» соцсетями. Требования к тем же «Одноклассникам» или «Вконтакте» перенести серверы в Россию, или атака на «Яндекс», который якобы недостаточно сотрудничает с властями, как и «Твиттер» — начало движения именно в эту сторону.

Таким образом, дискуссия о «Твиттере», похоже, вовсе не завершена заявлениями Дмитрия Медведева и выговором в адрес Роскомнадзора. Напротив, тема получила право на существование, отношение общества к запрету зарубежных соцсетей успешно протестировано. И теперь к осени можно подготовить план действий, которые не вызовут у общества раздражения, и, одновременно, косвенным образом дадут нужный результат — ограничат доступ к тому же «Твиттеру» или «Фейсбуку» без их официального запрета.

Иван Преображенский