Posted 17 июня 2014,, 12:26

Published 17 июня 2014,, 12:26

Modified 30 января, 22:33

Updated 30 января, 22:33

Между богатством и справедливостью

17 июня 2014, 12:26
Александр Желенин
Россия традиционно ориентируется на социальную справедливость. Однако разрыв в доходах между бедными и богатыми и концентрация капитала в руках наших сверхбогачей уже затмевает примеры самых «бездушных» капиталистических стран.

Компания Boston Consulting Group на днях опубликовала результаты исследования, согласно которому в 2013 году в России насчитывалось 213 тысяч семей, располагающих капиталом от 1 млн долларов и выше. Много это или мало?

Если грубо, то получается, что количество миллионеров в Российской Федерации по отношению к общей численности населения (143 миллиона) составляет примерно 0,15%.

Сравним эти цифры с аналогичными американскими показателями.

В США семей, владеющих капиталом от 1 млн долларов и выше на тот же 2013 год насчитывалось 7,135 млн, что составляет 2,2% от 318-миллионного населения Соединенных Штатов. Тоже, конечно, явно не большинство. Но в пересчете на душу населения получается, что в США семей миллионеров в пятнадцать раз больше, чем в России.

Если мы сравним сосредоточение крупнейших (от 100 млн долларов и выше) состояний в частных руках в Америке и России, то и здесь в плане условной социальной справедливости РФ в разы отстает от США. В Российской Федерации такими средствами обладают лишь 536 семей, тогда как в Соединенных Штатах – почти 5 тыс. семей.

То есть, можно констатировать, что и в той, и в другой стране сверхсостояниями владеет ничтожное меньшинство. Но в абсолютных цифрах в РФ почти в десять раз меньше сверхбогатых, чем в США. В пересчете на душу населения - в четыре раза меньше.

Что касается самой верхней категории богатейших людей, то, по данным журнала Forbes, в России на март 2014 года число тех, чье состояние достигло одного миллиарда долларов и выше составляло 111 человек. Их суммарный доход достиг чуть больше 422 млрд долларов (14,8 трлн в рублях). Заметим, что это заметно превышает сумму всех доходов федерального бюджета РФ 2013 года, которая составила около 13 трлн рублей.

В США на тот же март 2014 года насчитывалось 492 миллиардера. Их их суммарное состояние составляло около 2 трлн долларов. В то время как доход федерального бюджета США за 2013 год равнялся почти 3 трлн долларов.

То есть, и в Соединенных Штатах концентрация богатства в частных руках чрезвычайно высока, однако она все же существенно ниже, чем в России, особенно если говорить о категории тех, кто обладает капиталом в 1 млн долларов и выше. При этом не стоит забывать, что концентрация богатства в США шла более двух веков, а в России всего чуть дольше двух десятилетий.

Также надо учесть, что США отнюдь не самая эгалитаристская страна и идеи социального равенства в ней совсем не популярны и здесь разница доходов между богатыми и бедными отнюдь не самая маленькая в мире. Например, по подсчетам Магнуса Хенриксона и Тино Санандаджи из стокгольмского Research Institute of Industrial Economics, разница доходов между богатейшими людьми составляющими 0,01 процента населения Штатов и средним доходом в этой стране составляет 152 раза. В то время как в Швеции — 42 раза.

Еще интересное сравнение. Томас Пикетти из Парижской школы экономики и Габриэль Зукман из Лондонской школы экономики отмечают, что в США за 30 лет - с 1972 года по 2012 год - доля доходов, приходящихся на 1 процент богатейших людей увеличилась с 7,8% до 19,3%.

Можно, конечно, порадоваться за них, хотя рост числа миллионеров и миллиардеров вопреки рыночным мифам отнюдь не является показателем сокращения бедности. Обычно наоборот, он сопровождается ростом числа бедных, а в еще больше степени тех, кто десятилетиями балансирует на грани бедности.

Тем не менее, в данном случае, речь все-таки идет о росте богатства за последние тридцать лет. Причем заметим, что во многих случаях этот рост начался не с нуля, и уж тем более не с примитивного распила госсобственности, как это случилось в России за последнюю четверть века, где миллионеры и миллиардеры возникали на ровном месте именно таким образом.

Это еще раз к вопросу о разнице между нашей особой духовностью, бескорыстием и невероятной тягой к справедливости и тем, что мы имеем на деле.

Александр Желенин