Posted 20 июня 2014,, 08:02

Published 20 июня 2014,, 08:02

Modified 31 марта, 13:01

Updated 31 марта, 13:01

Об успехах и живучести телепропаганды

20 июня 2014, 08:02
Александр Желенин
До сих пор для 90% россиян основным источником информации остается телевидение, которое некоторые эксперты явно преждевременно списали в утиль. Причем в «продвинутой» Москве этот процент даже выше, чем в целом по стране.

На фоне всеобщего «одобрямса» политики Кремля в отношении Украины, «Левада-центр» провел исследование, целью которого стало выяснение источников потребляемой российским населением информации.

Тема, согласимся, более чем актуальная, учитывая тот шок, который пережила европейски продвинутая часть россиян при виде единодушия, с которым большая часть российского общества поддержала политику своего руководства в отношении событий в бывшей «братской» республике. Мы ведь еще не забыли, как после «арабской весны» и массовых протестов 2011-2012 годов в России, ряд экспертов поспешили списать ранее считавшийся всемогущим телевизор в утиль.

В тот момент многим показалось, что в эпоху интернета и множества источников информации, массированное оболванивание людей парой-тройкой государственных телеканалов больше невозможно. Оказалось, что это были поспешные выводы.

Опрос, к изумлению, вероятно, очень многих людей, показал, что до сих пор для 90% россиян основным источником информации остается телевидение. Причем в «продвинутой» Москве этот процент даже выше, чем в целом по стране (93%).

Естественно, что у социологов возникло желание понять, как и почему государственная информационная политика добивается такого эффекта. За последние пять лет - с 2009 по 2014 годы в этой сфере, как выясняется, мало что изменилось. Тогда в 2009-м телеманов по России насчитывалось 94%. И это при том, что почти половина опрошенных использует и другие источники информации — газеты, радио, интернет и так далее.

Основной вывод, который можно сделать из этого исследования, состоит в том, что массовая поддержка россиянами действий своего руководства на Украине вызвана не тем, что они вдруг стали меньше пользоваться интернетом и больше смотреть телевизор. Как раз наоборот. С 2009 по 2014 годы процент людей, использующих интернет как источник получения информации, вырос в России с 9% до 24%, то есть, более чем в 2,5 раза. А в Москве число таких людей увеличилось аж до 42 процентов!

Дело, очевидно, в том, что государство все эти годы тоже не стояло на месте. Оно активно вторглось в интернет-пространство и научилось использовать открывающиеся новые информационные возможности в своих целях.

Российское государство сегодня использует в интернете политтехнологии, многократно опробованные и отлично (для тех, кто их использует) зарекомендовавшие себя на многочисленных выборах.

Два примера, для того, чтобы было понятно, о чем идет речь. Депутат Госдумы от КПРФ двух созывов Василий Шандыбин в свое время рассказывал автору этих строк, как во время последних, провальных для него выборов, в разгар избирательной кампании в округе, по которому он баллотировался, были распространены листовки, в которых сообщалось будто этот простой рабочий и большой русский патриот имеет израильское гражданство. Конечно, никакими документами подобные «сведения» не подтверждались, но слушок был запущен, и дело было сделано - его электорат от него отвернулся.

Подобного рода технологии российская власть использовала последние полгода не только на контролируемом ею телевидении, но и в интернете. Например, на популярном почтовом портале наверное целый месяц висел совершенно дикий (для нормального человека) анонс: «Русских женщин на Украине будут стерилизовать».

Если вы нажимали на эту ссылку, то попадали на интервью с некой семьей беженцев из Украины. Молодые мужчина и женщина говорят, в частности, о том, что о якобы готовящейся стерилизации русских, ходят разговоры. От кого они эти разговоры слышали и когда, супруги, естественно, не помнят. Но на фоне и не такого еще информационного потока, охотно верят.

То есть, информация, которую они транслируют, взята ими практически из воздуха, на уровне «говорят». Но душераздирающий анонс этой, с позволения сказать, «новости» прекрасно висит на первой странице одного из самых посещаемых российских порталов несколько недель подряд.

Казалось бы, очевидная примитивная ложь. Во всяком случае, для тех, кто способен «включать мозги», логику и т.д. Ну, как можно стерилизовать именно русских женщин в Украине? Кто и как там будет определять «русскость»? По размеру черепа? По паспорту? По языку? А если учесть, что миллионы русских, проживающих в Украине, поддерживают ее руководство в той борьбе, которую ведет сейчас украинский народ, то тогда как?

Или будут стерилизовать не по национальным признакам, а по политическим предпочтениям? А может в зависимости от уровня украинского патриотизма в крови, выявленного биохимическим способом?

Я уж не говорю о такой мелочи, как полное отсутствие любых подтверждающих подобный бред документов или, на худой конец, хоть каких-то заявлений на этот счет со стороны украинских политиков, или хотя бы самых захудалых маргинальных лидеров.

Впрочем, все это - доводы разума. Имеющие ценность только для тех, кто им обладает. Однако в любом обществе всегда достаточно велик процент людей с неустойчивой психикой. Они готовы легко поддаваться панике, заражая ею других и верить любой непроверенной информации. Особенно если она ложится на почву невежества, унавоженную российской государственной пропагандой.

Александр Желенин