Posted 20 июня 2014,, 20:01

Published 20 июня 2014,, 20:01

Modified 31 марта, 13:00

Updated 31 марта, 13:00

Староверы с дрекольем и ворота в рай

20 июня 2014, 20:01
Сериал «Море. Горы. Керамзит», снятый Тиграном Кеосаянам по сценарию Маргариты Симоньян, - это сага о подготовке к Олимпиаде, призванная реабилитировать "стройку века". И вообще четко дать понять, где у нас добро, а где зло.

Всякое крупное историческое событие нуждается в эстетическом осмыслении. Не стали исключением и зимние Олимпийские игры в Сочи. Даже не столько сами игры, сколько вызывавший самые негативные реакции, от анекдотов до мрачных пророчеств, процесс подготовки к ним. Отечественные кинематографисты тоже не остались в стороне — и сняли фильм о том, что происходило в городе, как на ситуацию реагировало местное население, и как нам теперь все это следует понимать. Тем более, что сами Игры прошли с большим успехом. А у нас в последнее время не так много событий, про которые мы могли бы рассказать, что вот мы мучились и претерпевали, преодолевали трудности - зато теперь…

Для тех, кто не смотрел на Первом «Море. Горы. Керамзит» (автор сценария Маргарита Симоньян, режиссер Тигран Кеосаян), в двух словах сообщаю: в центре повествования - изменившаяся судьба владельца хинкальной Абика (Сергей Газаров), его жены Офелии («небесная ласточка» Ия Нинидзе) и сына Армена (Армен Арушанян), который давно влюблен в девушку-старообрядку Серафиму (Дана Абызова) и пошел работать на олимпийскую стройку. На стройке у Армена есть отсидевший за убийство агрессивный приятель Вован (Артем Быстров), склонный к терроризму, и тетя Элита (Лаура Кеосаян), влюбленная в местного бабника по имени Сержик (Демис Карибидис). В эту тихую жизнь врываются ветры Истории – грядущая Олимпиада меняет все. Из Москвы прилетает большой начальник Ростислав Ростиславович (Александр Жулин); бывший пляжный Чебурашка (Андрей Кайков) переодевается в костюм и превращается в руководителя пресслужбы; местное население терпит убытки, поскольку туристов поубавилось; глава поселковой администрации (Юрий Стоянов) вымогает взятки. К тому же, всех надо переселять, в том числе староверов, чья деревня стоит на исключительно пригодном для стройки месте. Одним словом, в чистом виде эпос, когда судьба человека описывается в тесной связи с судьбой всего народа и государства.

Хочу сказать, что после Олимпиады мы как-то забыли и об экологии, и о коррупции - общественное внимание на другое отвлеклось, мы больше про это не разговариваем. А пропагандистская машина не забыла, у нее крутились колесики, она года полтора уже как готовила про запас сагу о подготовке к Олимпиаде. Целью этого крупномасштабного полотна является, в частности, изменение общественного мнения. Реабилитация строительства, которое в процессе ничего, кроме негатива, не вызывало. Если кто еще не понял, что все происходившее было абсолютно правильно и мы шли путем единственно верным, тот должен понять это сейчас.

Сыграли для этого на довольно чувствительной струне – «национальном вопросе». Потому что социальный идеал представлен, во-первых, в виде дружбы народов, в которой мы, похоже, сомневаемся. Но, по правде говоря, пока я смотрела, как общаются армяне, русские, украинцы и один черкес, как они ходят через границу пешком в Абхазию, – поскольку я родилась в СССР, у меня случился приступ ностальгии. Не столько по дружбе народов как таковой, сколько по той иллюзии, которая в советские годы старательно насаждалась и от этого становилась почти реальностью – иллюзии, что возможно некое единство вопреки разнице национальностей и культур, основанное на принципе «лишь бы человек был хороший». Эту иллюзию теперь не восстановить никак.

Во-вторых, в сериале, конечно, дана совершенно четкая социально-политическая картина современной российской действительности, чтобы мы четко знали, где у нас добро, где зло. Скажем, если вы раньше думали, что источником бед для Сочи и сочинцев является верховная российская власть, которая всем руководила, то вы сильно ошибались. Прилетевший из Москвы Ростислав Ростиславович только поначалу, пока не разобрался, принимает неверные решения, а потом от него начинает исходить только добро: он распоряжается построить староверам церковь и арестовать злостного коррупционера, который третировал местное население, угрожая отобрать хинкальную, а теперь упирается ножками и жалобно кричит: «За что?! За что?!». «Я вас ненавижу», - сурово, с ленинской прямотой, говорит ему Ростислав Ростиславович и рассказывает душераздирающую историю (для зрительниц), за что. Сам-то он так богат, что ему нет нужды воровать. Таким образом, нам недвусмысленно дали понять, что главным вселенским злом на территории Российской Федерации является мелкий местный взяточник, глава районной администрации, а из Москвы на регионы изливается только добро и свет. Например, приезжает ревизор и одобряет итоги строительства.

Раскрыта и тема протестов сочинского населения против сносов и переселений. На фоне принятых в последнее время законов и процессов по делу о беспорядках на Болотной видеть на Первом канале, как люди хватают, что под руку попалось, и бегут разгонять рубщиков бамбуковой рощи, - не то что странно, а удивительно. Это такая теперь художественная смелость? Ведь староверы с дрекольем добились соблюдения своих прав. Это указание, что за права надо бороться, или напротив – что такое можно, но не всем? Ведь, с другой стороны, Абик, который сначала спасал свою хинкальную через влиятельных родственников, а потом напился и решил все сжечь, тоже чего-то добился, потому что государство все видит.

Завершается сериал, естественно, хэппи-эндом. Особенно производит впечатление сцена, где староверы входят в свою новую деревню, как в рай, распахнув ворота (хоть убейте, почему-то было похоже на рай для саблезубой белки из «Ледникового периода»). Армен женился на Серафиме, батюшка Серафиму простил, а террорист Вован так сильно получил по голове, что все забыл и стал старообрядцем. Особенно повезло Элите. Я была уверена, что авторы поступят с ней по старинному обычаю отечественного кино, когда, какой бы хороший ни был жених-иностранец, девушку все равно заставляли сделать выбор в пользу нашего, как бы он ни был плох (вспомните хоть «Зимнюю вишню»). Тут ее пожалели и выдали-таки замуж за французского архитектора. И правильно – Франция же не отказалась продавать нам «Мистрали». А мы ей за это – нашу Элиту.

В общем, все будет хорошо, нас ждет светлое будущее.

И - мужайтесь, товарищи, – у нас еще Чемпионат мира по футболу впереди.

Татьяна Шоломова